2. Верность главных открытий и положений К.Маркса и Ф.Энгельса о капитале и труде

.

2. Верность главных открытий и положений К.Маркса и Ф.Энгельса о капитале и труде

Почти 150-летнее развитие капитализма после основных программных трудов и документов К.Маркса и Ф.Энгельса (“Манифест Коммунистической партии” в феврале 1848 г., завершение К.Марксом работы над первым томом “Капитала” 16 августа 1867 г.) не только не опровергло, а подтвердило сформулированные ими па основе изучения практики основополагающие теоретические выводы и положения. О поляризации труда и капитала, об усилении пропасти между ними, в результате чего богатые становятся богаче, а бедные – беднее. Причем не только в зависимых от империалистических держав странах, но и в самих главных цитаделях современного олигархического ультраимпериализма.

В октябре 1997 г. самый популярный в ФРГ журнал “Шпигель” опубликовал многие материалы, посвященные теме, вынесенной на обложку журнала: “Богатые становятся богаче, а бедные беднеют” [13]. Приведенные факты и анализ подтверждают наличие тенденции роста антагонизма между капиталом и трудом как в Германии, так и во всем капиталистическом мире. В Германии с 1980 г. до 1993 г. число самых богатых людей, чье имущество оценивается более чем в миллион марок, увеличилось с 67 тыс. до 131 тыс. человек. Но примерно за это же время – с 1980 г. по 1995 г. – в Германии с 922 тыс. до 2269 тыс. возросло число людей, получающих “социальную помощь”, а число даже официально зарегистрированных безработных увеличилось до 4,4 млн. Причем в так называемых “новых землях” на территории бывшей ГДР уровень безработицы вдвое выше, чем в старых землях ФРГ.

Выступивший на страницах журнала профессор из Кельна Иоганн Икхофф назвал безработицу “величайшей социальной проблемой Германии и величайшей социальной несправедливостью”. А профсоюзный лидер, сопредседатель “ИГ Металл” Вальтер Ристер констатировал, что это позор для Германии – “страны с конкурентоспособной экономикой и высококвалифицированной рабочей силой иметь все больше граждан, живущих в бедности и не имеющих надежды на будущее”. В статье “Расколотое общество” сообщается о длиннющих очередях и унизительной бесплатной похлебке в Берлине. Подобное было совершенно немыслимым явлением в Берлине социалистическом.

Комментируя главную тему номера в “Шпигеле”, профессор-политолог Эльмар Альтфатер из Берлина отметил, что растущая бездна между богатыми и бедными – это не только немецкий феномен. Ныне всего 358 имеющихся в мире миллиардеров “зарабатывают” почти столько же, сколько половина шестимиллиардного населения планеты, т.е. сколько 3 миллиарда человек. Если же говорить о 20% самого богатого населения земли, то в 1961 г. их доходы были выше, чем у 20% самых бедных в 30 раз. А в середине 90-х гг. этот разрыв достиг уже 78 раз.

Такими быстрыми и масштабными темпами богатеют самые богатые, и параллельно еще быстрее скатываются в пропасть нищеты и бедности самые обездоленные группы трудящихся, населения. Капиталистический мир становится все более несправедливым и невыносимым для основной массы людей, тружеников и их семей.

В то же время некоторые сформулированные К.Марксом выводы о тенденциях, верные для своего времени, были впоследствии скорректированы практикой. Например, о том, что поляризация труда и капитала приобретает все более абсолютный характер, а именно: на одной стороне капитал, исключающий труд, на другой – труд, исключающий капитал. Вынужденные приспосабливаться, в том числе под давлением социалистического опыта СССР и других стран, капиталистические лидеры должны были корректировать данные тенденции. Они и сами стали часто трудиться как управленцы, менеджеры, чтобы эффективнее обеспечивать прибыль. Стали распространять акции своих компаний среди производителей, что выгодно самим капиталистам и экономически, и социально. Под нажимом труда они пошли и на меры определенного “социального партнерства”, предоставления трудящимся возможностей участия в управлении предприятиями.

Все это несколько социализировало отношения труда и капитала, что было вынужденной мерой в ответ на вызов социализма и на давление самих трудящихся, но не устраняло господствующую власть ультраимпериалистического и транснационального капитала. Он по-прежнему несет с собой мир величайшей несправедливости, угнетения и пренебрежения к труженику, к человеку.