3. Существенные изменения в развитии капитала, труда и их взаимоотношений с XIX по конец XX века

.

3. Существенные изменения в развитии капитала, труда и их взаимоотношений с XIX по конец XX века

Что касается капитала, то из промышленного он стал прежде всего финансовым, банковским, из империалистического – ультраимпериалистическим, из национального – транснациональным, глобальным, из либерального – правоориентированным, часто открыто диктаторским, профашистским и фашистским. Переход капитала на новое качество базировался на совершившихся и продолжающихся многих научно-практических революциях. Эти научно-практические революции позволили капитализму существенно качественно повысить и реконструировать свой потенциал, направив его прежде всего на цели усиления своего господства, манипулирования людьми и народами, милитаризации и наращивания военной мощи, насильственно-жандармского навязывания миру “руководящего господства” США и других западных стран.

Свои новые качества капитализм использует не на благо людей и народов, в том числе и в своих странах, а прежде всего для установления своего полного господства и диктата в мире, ведения “наказывающих” войн, как в Ираке, для геноцида против целых народов, как в бывшей Югославии, для установления геополитического, нового мирового капиталистического порядка.

Данная современная капиталистическая реальность признается и анализируется учеными многих стран мира. В августе 1997 г. мне пришлось участвовать в работе XVII Всемирного конгресса Международной ассоциации политических наук в Сеуле, Южная Корея, в составе более 30 ученых России, Азербайджана, Грузии, Киргизии. Тема конгресса была “Конфликт и порядок”. Основные докладчики и многие другие вступающие отмечали рост в последние годы конфликтности во внутриобщественных и международных процессах. Устанавливаемый же порядок часто основывается на насилии и произволе. При этом диалектика такова, что порядок содержит в себе конфликтность, а конфликты, разрешаясь, ведут к относительному порядку.

На конгрессе среди многих других работала секция “Новый мировой капиталистический порядок: в конфликте ли с демократией?”, на которой я присутствовал и выступал. Ее организаторами и докладчиками были ученые из США, включая студентов, политологи из Германии, Канады, Филиппин, Индии, Бразилии, Ирландии, Чехии и других стран. В очень обстоятельных, конкретных и аналитических докладах содержались выводы о том, что капиталистический порядок и рыночные отношения как внутри стран, так и на мировом уровне вовсе не ведут к установлению реальной демократии. Наоборот, капиталистические силы держат демократию под жестким контролем, направляют ее в нужное им русло, делают ее мнимой и иллюзорной.

Ученый из Чехии, вовсе не сочувствующий социалистическим временам в Чехословакии, привел богатейшие данные социологических исследований, показывающие, что нынешнее население Чехии в подавляющем большинстве в последнее время отрицательно расценивает результаты рыночных реформ в Чехии. Он зафиксировал растущее ухудшение их материального положения и благосостояния, свертывание демократии, замену ее диктатом новых богатеев и политических заправил. Людям и народу стало хуже в рыночной, капиталистической Чехии. Столь же негативные процессы в положении людей и развитии демократии при нынешних капиталистических порядках отмечали докладчики из других стран.

В области труда изменения в последние десятилетия и годы происходят по целому ряду направлений.

Во-первых, сдвиги в труде, как подчеркивал К.Маркс, следует анализировать как в узком измерении – в составе тогдашнего наиболее массового и передового рабочего класса, пролетариата, так и в широком значении – в составе всей совокупности работников наемного труда, в число которых К.Маркс уже тогда включал служащих и интеллигентов. Главная тенденция и поныне – продолжение роста численности и удельного веса всей совокупности наемных работников, всей армии труда. В то же время удельный вес и численность рабочих в результате научно-технической, информационной, управленческой революции в большинстве развитых капиталистических стран уменьшаются.

Во-вторых, и это блестяще предвидел в свое время К.Маркс, с сокращением в ходе научно-технического прогресса занятых в материальном производстве (промышленности, сельском хозяйстве, менее в строительстве, на транспорте) сильно растет удельный вес работающих в нематериальных отраслях, в нематериальном производстве. Это духовное производство (наука, образование, медицина и др.), огромная сфера обслуживания, услуг (торговля, обслуживание в гостиницах, всевозможные услуги и др.), занятые в государственном аппарате – чиновники, бюрократы, служащие армии, полиции, других силовых структур. Например, в Южной Корее в 1995 г. в материальных отраслях было занято 36,0% всех работающих (из них в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и рыболовстве – 12,5%, в обрабатывающих отраслях – 23,5%), а в нематериальном производстве – 64,0% всего занятого населения.

В-третьих, нарастает с развертыванием всех научно-практических революций интеллектуализация труда, а именно труда научного, инженерно-технического, поискового, по созданию новых технологий, управленческого, организаторского, в области информационных систем, ныне Интернета, СМИ, юридическо-правовых служб, психиатрии, лечения. В огромной степени повышается социальная, экономическая, государственная роль интеллектуалов, различных групп интеллигенции. На исходе XX века интеллектуалы и интеллигенция стали наиболее передовой, массовой, влиятельной и решающей силой в составе всей наемной армии труда.

В-четвертых, происходит элитаризация труда, выделение наиболее элитных, значимых групп и в составе рабочих, и интеллигенции, и служащих. Их в первую очередь стремятся подкупать и приближать к себе правящие капиталистические элиты, подпуская, а то и включая в свой круг. Это, как верно отмечал прогрессивный американский социолог Райт Миллс (с которым я был лично знаком и который был у меня дома в Москве), и составляет в капиталистическом мире “властвующую элиту”. В эту элиту входит и верхушка профсоюзных боссов.

В-пятых, возрастает роль в общественных процессах социальных групп, так сказать, “предтруда”, т.е. еще готовящихся к трудовой деятельности – студентов, учащихся школ, колледжей. Данная молодежь – активная и действующая (нередко максималистски, бескомпромиссно) социальная сила.

В-шестых, велика роль в конфликтных ситуациях, при обострении и нарастании общественных противоречий военных, служащих армии, других силовых структур, которые организованы и в руках которых оружие, могущее быть использованным в массовых, народных выступлениях.

В-седьмых, в связи со всем сказанным, начиная с марксистско-ленинского широкого понимания всей совокупности наемной армии труда, следует, на мой взгляд, спокойно, диалектически, с учетом реальных изменений относиться к лозунгу “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”.

Конечно, пролетарии и сейчас есть. Но они реально не являются той самой массовой и активно действующей социально-политической силой, какой были при К.Марксе и Ф.Энгельсе, при В.И.Ленине. Сейчас рабочие и интеллигенция, интеллигенция и рабочие совместно выступают массовой и активной социально-политической силой, нередко при большей роли инженерно-технических работников, других групп интеллигенции (ученых, учителей, врачей, как в последнее время в России).

Так что лозунг “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” в широком плане и ныне сохраняется. Но он более понятен, соответствует реальности, когда призывает всех трудящихся, всех тружеников города, всех тружеников города и села – рабочих, интеллигентов, служащих, крестьян объединяться в борьбе за свои права, за господство труда, за власть и собственность, создаваемую именно их руками и умом, их деятельностью.

Что касается отношений капитала и труда, то главное здесь в следующем. Подобно тому, как капитал для поддержания и сохранения своего господства стремится включить в свою орбиту и подчинить себе элитные, верхние, высшие группы труда, подкупая и обласкивая их, так и труд должен стремиться объединять всех, кто ныне противостоит капиталу. И рабочих, и интеллигентов (ученых, учителей, врачей и др.), и “предтрудящихся” студентов, учащихся, и служащих армии, силовых структур, и домохозяек, и пенсионеров, ветеранов войн и труда. Это ныне и есть совокупная трудовая, “предтрудовая” и “послетрудовая” социальная сила, заинтересованная в собственном порядке, в собственном хозяйствовании и властвовании, в распоряжении делами общества, государства, страны, в распоряжении своей жизнью, настоящим и будущим.