5. Тенденции и перспективы борьбы труда с капиталом в России, СНГ и в мире на рубеже XXI столетия

.

5. Тенденции и перспективы борьбы труда с капиталом в России, СНГ и в мире на рубеже XXI столетия

По этим вопросам целесообразно выделить семь основных положений.

Первое положение – тенденции и перспективы усиления борьбы труда с капиталом в результате обострения кризиса капитализма. Современная действительность подтверждает, что капиталистический мир втягивается в полосу новых противоречий и кризисов. В главной стране капитализма – США в послевоенный период “малые” спады совершались через каждые 4 года, а “большие” циклические кризисы – через 8-10 лет. Конкретно они происходили в 1948–1949 гг., 1957–1958 гг. (в 60-х годах начавшийся большой спад был прерван вьетнамской войной: для империализма войны – “спасение” от кризисов!), 1973–1975 гг., 1981–1982 гг., 1990–1991 гг. [14].

Ныне приближается время для очередного циклического экономического и биржевого кризиса в США, а отсюда и во всем капиталистическом мире. Свидетельством этого стал финансовый кризис в ноябре 1997 г. и потом в первой половине 1998 г. сначала в Гонконге, капиталистических странах Азии, затем в США и во всех столицах Запада. Пока он преодолен, но американский бизнес продолжает лихорадить.

Устойчивости в условиях капитализма нет и не может быть, и новый острый кризис не за горами. А это означает ухудшение положения трудящихся, сокращение и срезывание социальных поступлений, что постоянно происходит, рост безработицы и нищеты. В подобных условиях люди труда неизбежно и существенно будут усиливать борьбу против наступления капитала.

Второе положение – рост понимания у растущего числа трудящихся капиталистических стран, что бессмысленно уповать на капитализм, укрепление осознания и убеждения в том, что капиталистическая система практически исчерпывает, если уже не исчерпала, возможности своего поступательного, нарастающего, прогрессивного развития. А главное – развития социально приемлемого для трудящихся и большинства населения, развития более или менее справедливого и гуманного. Вместо этого империализм порождает в мире одну войну за другой, глобально разделил мир на богатый Север (прежде всего “семерка” западных стран и все страны Запада) и бедный Юг (страны Азии, Африки, Латинской Америки), уродует и уничтожает природу, обостряя антагонизм между человеком, обществом и природой, а в своих странах обрекает растущие массы трудящихся, людей на тяжелое, беспокойное, неуверенное, бездуховное существование.

Третье положение – общее нарастание борьбы левых, социалистических сил в мире против наступления в последние годы правых, реакционных, профашистских и прямо фашистских сил в странах капитала. Это закономерность, что в условиях спада и неуверенности империалистическая верхушка переходит к крайне правым методам властвования и диктата, поощряя и активизируя профашистские и фашистские силы. На это его нацеливает и фашиствующий сионизм, образующий идеологический и организующий штаб современного ультраимпериализма.

Наступление правых диалектически стимулирует растущее противодействие, расширение и углубление борьбы всех левых, социалистических сил. Тенденция усиления борьбы левых, социалистических, коммунистических сил будет и далее шириться и нарастать.

Четвертое положение – возрастание роли субъективного фактора, субъективного поиска и формулирования новых идей, подходов, концепций, раскрывающих современную кризисную ситуацию в мире, предлагающих и обосновывающих качественно новые пути общественного и цивилизационного развития в XXI веке. Это проблемы эволюции и революции, перехода к новому качеству социализма, всемерного повышения роли науки, культуры, образования, информатизации в современном труде и жизни, вывода на первое место человека как глобального носителя прогресса, всесторонней гуманизации качеств, ресурсов, творческих потенций и коммуникативных, коллективистских возможностей трудовой деятельности людей.

Пятое положение – важнейшее значение новых объективных условий в мире для развертывания борьбы труда с капиталом. На базе произошедших и продолжающих развертываться во второй половине XX столетия научно- практических революций впервые в глобальном масштабе формируются и складываются качественно новые объективные предпосылки и условия для иного, качественно более высокого, справедливого и гуманного типа общественного и цивилизационного развития и прогресса.

Но узкоэгоистический, циничный капитализм никогда не был в состоянии, и сейчас не в состоянии, да и не проявляет желания направлять такие новые объективные условия на благо людей и народов. Он все концентрирует в руках узкой кучки сверхбогачей. Только социализм, нынешние социалистические страны – Китай, Вьетнам и другие – активно осваивают и направляют достижения и преимущества современного научно-технического, организационно-информационного прогресса для роста благосостояния всех трудящихся, людей, всего народа, для пропорционального и сбалансированного подъема материальной цивилизации и духовной цивилизации, как в Китае.

Интересна сама тенденция, отмеченная в августе 1997 г. на XVII Всемирном конгрессе Международной ассоциации политической науки в Сеуле, Южная Корея, о перемещении центра наиболее интенсивного экономического роста в мире с Запада на Восток, в Азию, прежде всего в Китай, Японию, а также в Южную Корею, Индию и Индонезию (три последние страны, не говоря уже о Китае и Японии, оставили позади себя Россию по уровню мирового экономическою развития), другие страны Юго-Восточной Азии. Восток удачно соединил свои величайшие цивилизационные исторические традиции со всеми современными и новейшими мировыми достижениями науки, информатики, организации, культуры.

Вот реальный и надежнейший путь в прогрессивное будущее, в XXI век. По нему бы и идти России – этой евразийской стране, а не уныло тащиться в хвосте у старого и исчерпавшего себя Запада, особенно США.

Действительно, что предлагают сейчас миру США кроме ультраимпериализма, гегемонистского диктата, жандармизма, кровопролитных войн, насаждаемых репрессий (возьмите всю Югославию, особенно Сербию), реакционных, фашистских движений, проведения по всему миру жесточайших истребляющих операций ЦРУ, идейно вдохновляемых мировым сионизмом, сконцентрированным в США, Израиле, а ныне и в России.

Новые объективные условия дадут человечеству прогресс только на новом социалистическом пути, и на развитии, существенно расходящимся с тем, что навязывают ныне миру США и связанные с ними державы.

Шестое положение – нарастающая интернационализация борьбы труда за освобождение. Эта борьба стала подлинно глобальной, охватывает все континенты и регионы мира. Тем самым существенно возрастают интернациональные возможности сотрудничества и взаимопомощи в действиях трудящихся разных регионов планеты.

Интернациональная солидарность – важнейшее боевое оружие трудящихся, левых, социалистических, коммунистических сил во всем мире. Укреплять, расширять, углублять ее, делать действенной – гарантия новых успехов и побед труда над капиталом. В борьбе за свое будущее в XXI столетии должны объединяться все трудящиеся, люди, народы.

Седьмое положение, и последнее – современная борьба труда с капиталом все более сознательно нацеливается, и должна нацеливаться, на эволюционный и революционный переход от старого капиталистического общества, от старой буржуазной цивилизации к обществу качественно нового типа – обществу народному, социально справедливому, демократическому и свободному, гуманному и человеческому. К качественно новому типу цивилизации – для всех людей, для всех пародов, а не для избранных по богатству и силе. К цивилизации, обеспечивающей гуманный и устойчивый баланс между человеком, обществом и природой, равные возможности экономического, социального, национального, расового, культурного, образовательного, демократического развития всех народов, народностей, регионов планеты.

Такие выстраданные человечеством за последние двадцать столетий общество и цивилизация обеспечат ему подлинно народно-человеческое мироустройство.

Историческая тенденция и перспектива нарастающего превращения труда в XXI столетии в подлинного хозяина власти и собственности, своей трудовой деятельности, творчества, жизни и всего человеческого бытия неизбежна и неумолима.