Глава 5. Объективно-субъективная диалектика общественного развития

.

Глава 5. Объективно-субъективная диалектика общественного развития

Человеческая история закономерна и альтернативна, она покоится на прочных объективных основаниях изменений и в то же время включает в себя активное воздействие на них субъективной деятельности людей.

Единство и целостность всемирной истории в диалектике закономерного и случайного, объективного и субъективного, определяющей общественной тенденции и вариантности альтернатив и выборов, общего, особенного и отдельного образует естественноисторический самодвижущийся процесс во всей его сложности и противоречивости. Он совершается путем перехода от одной количественно и качественно определенной фазы развития к другой, обычно более высокой, но с возможностями обратного направления, вспять, назад. Этим фиксируется причинно-следственная последовательная смена фаз, ступеней, стадий общественного развития, носящая или объективно закономерный, или отступающий от этой объективной закономерности характер, характер “неестественности”, аномалии. Как отмечал русский философ и писатель, революционный демократ Н.Г.Чернышевский, “действие не бывает без причины; когда есть причина, действие непременно будет, все на свете происходит по причинной связи... Связь причины и действия естественна и неизменна; ничего противного ей не может случиться, все требуемое ею непременно должно произойти” [16].

Скажем, застопорки, кризисы, повороты вспять, крушения в общественном развития на первый взгляд выступают как опровержение естественноисторического хода развития человеческого общества. Но только на первый взгляд. На деле же они вплетены в данный целостный и единый, закономерный процесс, ибо выражают сложнейший процесс возникновения, проявления и разрешения общественных противоречий, замедления в преодолении и снятии острейших противоречий развития, возникновения опасных несоответствий в действиях объективного и субъективного факторов и отсюда как бы недопустимого и пагубного в развитии.

К.Маркс писал: “Кризисы мирового рынка должны рассматриваться как реальное сведение воедино и насильственное выравнивание всех противоречий буржуазной экономики. Поэтому те отдельные моменты, которые таким образом сводятся воедино в этих кризисах, должны выступать и прослеживаться в каждой сфере буржуазной экономики, и по мере того, как мы все дальше и дальше проникаем в эту экономику, мы должны, с одной стороны, раскрывать все новые и новые определения этого противоречия, а с другой стороны, показывать, как в более конкретных формах его повторяются и содержатся его более абстрактные формы” [1, т. 26, ч. 2, с. 567].

Спады, кризисы, провалы, в целом депрессивные, регрессивные, аномальные, разрушительные явления есть другая, обратная сторона естественноисторического общественного процесса, полного противоречий, их разрешений и неразрешений, а потому и социально-экономических антагонизмов. Но, что самое важное, общественного процесса, в главном, в доминирующей, превалирующей, в “красной линии”, по ленинским словам, двигающегося вперед, вверх, в направлении подъема, роста, прогресса, качественного совершенствования и обновления.

Русский философ и революционный демократ В.Г.Белинский считал, что “человечество движется не прямой линией и не зигзагами, а спиральным путем” [17, т. 1, с. 380]. В результате и в итоге этого “развитие ... есть ход вперед, следовательно улучшение; успех, прогресс” [17, т. 3, с. 767].

По словам Ф.Энгельса, “история имеет свой собственный ход, и сколь бы диалектически этот ход ни совершался в конечном счете, все же диалектике нередко приходится довольно долго дожидаться истории” [1, т. 20, с. 430]. Вот так. Какая блестящая мысль! Диалектика лежит в основе исторического процесса. Но этот реальный исторический процесс из-за действия противоречий и непредсказуемой часто диалектики объективного и субъективного факторов настолько сложен, что более закономерной и определенной общественной диалектике приходится нередко немалое время ждать, пока и когда “капризная” реальная история повернет на путь, реализуемый общественной диалектикой.