4. Уроки насильственного слома социализма в СССР

.

4. Уроки насильственного слома социализма в СССР

Остановлюсь на семи главных такого рода уроках.

Первый урок – быть реалистами, не отрываться от реально совершающихся процессов, раскрывать сложную диалектику закономерного и случайного. Главный вопрос к событиям в СССР – России в 80–90-е годы: было это закономерным или случайным, фатально неизбежным или проявлением конкретно сложившихся, во многом случайных обстоятельств?

Представители демократических сил обычно утверждают, что социализм и СССР “обязаны” были исчезнуть в силу объективных причин. Что другой альтернативы у социализма не было. Ничего подобного. Социализм и СССР обязаны были остаться и сохраниться, как социализм остался и успешно развивается, прогрессирует после серьезных трудностей в Китае, Вьетнаме, на Кубе. Если бы не конкретное стечение обстоятельств.

Поэтому научный ответ на главный вопрос о причинах развала социализма и СССР в 80-90-е годы сводится к тому, что здесь проявилась конкретная диалектика закономерного и случайного, возможного и необходимого. Закономерного в смысле возможности, желания, намерения международной и внутренней реакции сломать социализм и СССР, но вовсе не необходимости, фатальной неизбежности осуществления этого. А проявлением данной возможности стала реальная контрреволюция 80–90-х годов как событие конкретно-реализованное, как следствие умелого использования конкретно сложившихся и подготовленных объективно-субъективных обстоятельств.

Действительно, с самого первого дня победы в России в 1917 году Великой Окгябрьской социалистической революции капиталистические, империалистические враги социализма внутри и извне объявили военный поход против первой в мире страны победившего социализма в лице России-СССР. Надо уничтожить социализм в России и в СССР. Это их постоянная и главная цель, это они постоянно осуществляли, к этому постоянно готовились. Ничего здесь нового нет. Это постоянная антисоциалистическая, антисоветская реальность действий международного империализма. А вот забывать об этом, притуплять бдительность разговорами о некоем едином мире, одной цивилизации, единых общечеловеческих ценностях не только бездарно, но и преступно.

Уже в 1918–1920 гг. империалисты США, Англии, Франции, Японии организовали военную интервенцию против Советской России с севера, юга, востока, объединив ее с финансируемой, снабжаемой ими контрреволюцией внутри России, приведшей к гражданской войне. За первым походом Антанты с марта 1918 г. последовал второй “поход 14 государств” Антанты в 1919 г. и затем третий с апреля 1920 г. посредством вторжения армии панской Польши и армии Врангеля в Крым. Но обретшая свободу и самовластие трудящаяся, народная Советская Россия победоносно разгромила к концу 1920 г. основные силы международной интервенции, завершив их ликвидацию на Дальнем Востоке и севере в 1922 г.

Второй попыткой военного разгрома СССР и социализма стала агрессия гитлеровского фашизма в 1941–1945 гг., этой самой реакционной, ударно-фашистской силы международного империализма. И эта вторая военная попытка международного империализма реализовать свое закономерное стремление уничтожить социализм и СССР была победоносно сорвана. Социализм, наоборот, лишь укрепил и расширил свои позиции в мире, создав вторую мировую систему – социалистических государств в Европе, Азии и Америке.

И вот уже мирным, не военным путем в 80–90-е годы, использовав, во-первых, объективные трудности и деформации развития социализма (которые сами по себе вовсе не обязательно и не фатально должны были бы привести к слому социализма и СССР), во-вторых, соединив воедино силы внешней и внутренней антисоциалистической и антикоммунистической реакции, в-третьих, что самое главное и решающее, найдя субъективных проводников и исполнителей реализации антисоветской, антисоциалистической линии в самой верхушке СССР и России в лице М.С.Горбачева и Б.Н.Ельцина, теневого кардинала А.Н.Яковлева, группы влиятельнейших окруженцев и помощников, поощряя их, подкупая их, давя на них и нагло командуя ими, США и всему мировому империализму удалось наконец-то достичь, казалось бы, действительно невыполнимого – уничтожить СССР и сломать социализм.

Вовсе не обязательное и не неизбежное случилось. Мировую историю повернули вспять. Хоть и не полностью, и временно. Вот диалектические парадоксы истории. Роль закономерного и случайного, необходимого и возможного. Неудачи прямых военных агрессий и удачи хитрого использования совокупности конкретных объективных и субъективных обстоятельств при огромнейшей роли “господина Случая”.

Второй урок – в общественном развитии постоянно опираться на диалектическое единство объективного и субъективного, при этом все время помня, что в развитии социализма нас постоянно “подводил” именно субъективный фактор, превалирование субъективного, волевого над объективным – субъективные, своевольные, часто сумасбродные, единовластные решения и действия. Далекие часто и от объективных потребностей, и от научных обоснований, и от демократических, народных методов принятия решений и контроля за ними.

Этого не было при В.И.Ленине. Тогда господствовал коллективизм крупных личностей, больших умов и интеллектов, дискуссии и столкновения принципиальных позиций, горчих помыслов, преимущественного взаимодоверия при служении высшему делу социализма, народа, трудящегося и человека. Возвышение одной, единственной личности и фигуры началось с И.В.Сталина, подмявшего и просто уничтожавшего большинство остальных самостоятельно мыслящих личностей, крупных деятелей и бойцов.

В результате для социализма складывается сложная, опасная ситуация. Хорошо, если принимаемые единовластным партийным лидером или президентом решения и действия хоть отвечают объективным потребностям и нуждам общественного развития, ведут к прогрессу, к росту. А если наоборот – к росту трудностей, к обострению противоречий и усилению кризисных явлений, как и было в СССР и других социалистических странах (Польше, Венгрии, Чехословакии, Китае). Если своевольно Н.С.Хрущев делит партийные органы на промышленные и сельскохозяйственные, отдает Крым Украине и т.д., если Мао Цзэдун осуществляет непонятный “большой скачок” и антинародную, антипартийную “культурную революцию” (1966–1976), которые были затем осуждены компартиями в СССР и Китае.

Следовательно, опаснейшая для дела социализма тенденция, начало которой было положено И.В.Сталиным, заключалась в том, что слишком много стало зависеть всего от одной личности, от одного человека – генерального, первого секретаря партии. Народность социализма была подменена вождизмом, демократичность социализма – авторитаризмом, то и тоталитаризмом. Это продолжалось в разной степени выражения до М.С.Горбачева и с ним, приняло гротескные формы в единовластном “царствовании” Б.Н.Ельцина.

Антиестественный перекос от необходимой при социализме решавшей роли трудящихся, народных масс, классов и партий к решающей всевластной роли одного партийного вождя создал саму возможность и опасность в СССР и других социалистических странах допущения этим всевластным правителем не только грубейших, непростительных, диких ошибок и промахов, но и использования данного единовластца силами внешней и внутренней реакции против самого социализма и уничтожения страны. Что и было сотворено с бездарными властолюбцами, случайно пришедшими к власти, – М.С.Горбачевым и Б.Н.Ельциным, пошедшими против воли народа, против воли классов, против воли партии. И преступно содействующими трагичнейшему историческому повороту социалистического развития СССР вспять, назад, снова в капитализм дичайшего вида, в разруху страны, в геноцид народа, в уничтожение СССР. Прощения им не может быть никогда. Они должны быть прокляты на века за совершенное антинародное, античеловеческое предательство и понести ответственность за него.

Социализм – это народ, классы, партии, демократические самоуправляемые коллективы, а не единовластный правитель и вождь. В.И.Ленин писал и предупреждал, что “классы не ошибаются: в общем и целом они намечают свои интересы и свои политические задачи соответственно условиям борьбы и условиям общественной эволюции”. Однако “отдельные лица, любые представители партий и классов могут заблуждаться...” [2, т. 16, с. 347].

Третий урок – постоянно иметь в виду, что социализм не просто состояние, не данность, а процесс, динамика. Это самое динамично развивающееся общество, общество перемен и инноваций, общество непрерывного перехода на новые и новые ступени количественного и качественного развития, общество изменений и скачков, прогрессирующее общество посредством эволюции, реформ и революции. Примитивная стабильность и застой социализму противопоказаны.

Если в развитии социализма нарастают трудности, кризисные явления, то виноваты мы сами. Значит, своевременно не преодолели противоречия, не устранили трудности, не сняли кризисные напряжения. Общественное развитие невозможно без противоречий, без трудностей, без допущения ошибок, промахов, неправильных действий. Главное – вовремя их обнаружить, вскрыть и быстро разрешить, преодолеть.

А преодолевать можно любые трудности и кризисы. Капитализм давно бы погиб, исчез с лица Земли, если бы не научился постоянно преодолевать имманентно присущие ему циклические кризисы и потрясения. А все еще выживает, копошится, наивно рассчитывая на вечность. Социализму же как новому общественному строю внутренне присуща огромная выживаемость и прогрессирующий рост. Надо только эти живительные потенции оптимально реализовывать, не упускать, претворять в жизнь.

Наши внешние и внутренние враги нагло лгут, заявляя, будто социализм в СССР и других странах был не в состоянии преодолеть возникшие у него противоречия и кризисы. Что он якобы был обречен. Ничего подобного. Это ложь. Социализм имел полные возможности, был в состоянии и обязан был преодолеть, разрешить все противоречия, трудности, кризисные явления. Как он и сделал это в Китае, Вьетнаме, на Кубе. Наше высшее партийное и государственное руководство упустило эти возможности, проявило бездействие, беспечность, слишком упивалось несомненными достижениями, которые надо было и умножать, и переводить на новый качественный уровень.

Да, “звонки” о неполадках в развитии социализма раздавались давно, два-три десятилетия. В Польше в 50-е и последующие годы, в Венгрии в 1956 г., в Чехословакии в 1968 г., в Польше в начале 80-х годов, в СССР в 70–80-е годы, в Китае в 60–70-е годы. О чем напоминали эти “звонки”? Что надо что-то делать, нужно качественно изменяться, переходить на качественно новые ступени роста и развития, необходимо осуществлять реформирование и революционизирование общественного и цивилизационного процесса. Этого верхами сделано не было. Самоуспокоение и самолюбование всякими “великими десятилетиями” хрущевской и брежневской эпохи. Так легче – ничего не делать, самовоспеваться.

Консерватизм и застопорка общественного развития создали предпосылки для нанесения удара международной и внутренней реакцией по самому социализму. В Китае этого не допустили. Осознав допущенные ошибки, там перешли в 1978 г. к решительному и прогрессивному реформированию. Не чета горбачевскому блефу о “перестройке” в 1985 г.

Социализм – самоизменяющаяся и самосовершенствующаяся общественная система. Система динамичного прогресса, а не регресса, как пытаются это утверждать наши заклятые недруги. Но это она должна осуществлять сама и по своей инициативе. Как В.И.Ленин в 1921 г. после Кронштадского мятежа, названного им первым политическим кризисом Советской власти, немедленно, быстро и решительно повернул страну на новую экономическую политику – нэп. Так революционно, по-ленински и надлежит действовать, поднимая социализм на новые и новые ступени качественного прогресса.

Четвертый урок – что главная причина допущенных субъективных ошибок в политическом руководстве и управлении – перерождение верхушки и аппарата партийной и государственной власти. Уже В.И.Ленин увидел эту опасность в последний год своей жизни. Отрыв партийных, государственных верхов от трудящихся, народных масс. Бюрократизация аппарата. Подмена государственных функций партийными, в связи с чем В.И.Ленин предложил четкое разграничение функций партийного руководства и государственного управления, что И.В.Сталиным и после него так и не было сделано. Опасность сосредоточения власти в руках одного лица, конкретно генерального секретаря И.В.Сталина, и отсюда ленинская рекомендация переместить его с этой должности. Это также сделано не было и самые худшие опасения В.И.Ленина по поводу И.В.Сталина не только подтвердились, но и превзошли все возможные границы.

Перерождение и развращение партийной и государственной верхушки и аппарата продолжалось и усиливалось и после И.В.Сталина. Развенчание “культа личности” свелось к дискредитации одного И.В.Сталина в угоду Н.С.Хрущеву, который воссоздал культ самого себя, сохранив все главные методы сталинского руководства. То же продолжалось в основном и при Л.И.Брежневе. Ничего из главных ленинских заветов реализовано не было, демократизации партии и государства не было осуществлено.

Черты вождизма, отрыва партийных верхов от партийных масс, бюрократизации партийной работы сохранились и в нынешней КПРФ.

Пятый урок – что единственным и надежным гарантом недопущения субъективных извращений и перерождений верхов является обязательное и органичное единство низов и верхов, народа и власти при решающей роли в государстве трудящихся, народных масс, а в коммунистической партии – партийных масс. Чего после В.И.Ленина не было ни в государстве, ни в партии и нет до сих пор в КПРФ.

Коммунистическую партию нужно, наконец, перестроить по-ленински и по-ленински демократизировать. То есть ввести в ЦК, в Политбюро выдвинутых активистов от непосредственных рабочих, крестьян, учителей, врачей, инженеров, ученых, управленцев, служащих, военных, домохозяек, молодежи, женщин. Пусть они видят, контролируют, обновляют, оживляют работу партийцев, устанавливают прямую связь партийного руководства и партийной массы. Покончить с номенклатурой и бюрократизмом в партии. Покончить с подбором лидером партии всех под себя.

Самое массовое, поголовное участие в принятии основных решений и в контроле за исполнением этих решений. Отчет избранных перед избираемыми, отзыв и замена их по требованиям низов. Реализация ленинской идеи учета и контроля за всем. Идеи участия в управлении и самоуправлении трудящихся, народных коллективов. Одним словом, последовательная демократизация партии и демократизация государственной деятельности.

Тогда партия не будет чужой для партийных масс, эти массы не будут равнодушными к ее роспуску, как случилось в 1991 г. Тогда партийные массы будут защищать свою партию и не дадут ее на растерзание, на уничтожение. Не дадут трудящиеся, народные массы на растерзание и уничтожение и свою страну. Вот что значит реальное, а не словесное единство низов и руководителей в партии, низов и управленцев в государстве. А именно, что эти массовые низы являются реальными хозяевами и своей партии, и своего государства, и своей власти.

Шестой урок – залогом единства партийных низов и верхов, гарантом успехов партии должен являться демократический выбор партийного руководства. Хватит случайностей и глупостей в появлении генеральных секретарей. Часто серых, провинциальных, без принципиальной инициативной позиции и ясной перспективы, подвластных влияниям и шатаниям. Не нужно в партийном руководстве бюрократов и интриганов.

Нужны убежденные в коммунистическом деле, интеллектуальные, волевые, честные, порядочные, принципиальные, стойкие люди. Воплощающие единство теоретика и практика, организатора и трибуна, непреклонного бойца и гуманного человека, революционера и личности. Как высший идеал – тип В.И.Ленина. Как конкретные образцы – С.М.Киров, Хо Ши Мин, Фидель Кастро и другие.

Избирать снизу вверх, а не только из верхов. На альтернативной, конкурентной основе. Допускать и самовыдвижение кандидатур. Определять свои программы, позиции, предложения. Практиковать ежеквартальные отчеты о проделанной работе.

Поскольку гении и крупные личности появляются не так часто, делать упор на подлинно коллективное, коллегиальное руководство, с ответственностью каждого за свой участок работы. Поскольку обычно незаменимых нет, чаще осуществлять ротацию, обновление, омоложение партийных кадров.

Седьмой урок – главным в осознанных выступлениях, в активной борьбе трудящихся, партийных масс должно являться их партийное просвещение, систематическое распространение и внедрение современных научных знаний, избавление от невежества, самомнения и всезнайства, контрпропагандистское боевое развенчание навязываемой системы лжи и обмана. Ведь 7 лет в годы “перестройки” (1985–1991), 8 лет в годы капиталистического “реформирования” (1992–1999) – всего в течение 15 лет на народы СССР, России, и особенно на молодежь, обрушены лавины грязной клеветы, подлого обмана, систематической лжи и подлости. Поносилось все советское, социалистическое, коммунистическое, клеветали на армию, комсомол, пионерию, партию, издевались и издеваются над всем российским, русским, отечественным, патриотическим, над Россией и народом, их прошлым, настоящим и будущим.

Сами М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин годами умалчивали, скрывали, лгали, обманывали, куда они ведут развитие страны и общества, что они насильственно делают со страной и народом, какую предательскую и подлую роль выполняют.

Все эти годы крайне слабой была просветительская и контрпропагандистская, разоблачительная роль КПРФ и других компартий. До сих пор в КПРФ не создан теоретический, научный центр. Не издается единая массовая, буквально миллионными тиражами, коммунистическая, левая газета. Никак нельзя согласиться, особенно для коммунистов, с навязываемым сверху, в частности Г.А.Зюгановым, перекосом от научной проблематики к религиозной, от научного атеизма к религиозной мистике и абстрактно-религиозной фразеологии.

Ныне в условиях завершения XX столетия и перехода в XXI век научное знание, научная убежденность и воля как никогда становятся и должны становиться для партийных, трудящихся, народных масс острейшим и разящим оружием в их борьбе за освобождение, свободу, народовластие, социализм, за превращение России в общество для народа и для человека.