Глава 8. уроки взлетов и падений социализма в XX веке
.Глава 8. уроки взлетов и падений социализма в XX веке
Нередко можно услышать или прочитать, будто социализм в России и вообще в мире умер. Ничего подобного. И не может умереть. Ибо он рожден потребностями и надеждами народов и является самым живым, развивающимся, растущим общественным явлением.
Его потенции – и объективные, особенно в отношениях людей и народов, и субъективные, в сознании, настроениях, ценностях, ориентациях людей и народов – сохранились в России, в большинстве стран СНГ у очень значительных масс людей различных поколений. В этих странах социализм вовсе не разбит, не добит окончательно. Действуют и активизируются коммунистические партии, многие социалистические, социал-демократические, левые партии. Активизируется международное коммунистическое и социалистическое движение, большая роль в общественной жизни многих стран мира принадлежит социалистическим, социал-демократическим, вообще левым партиям, стоящим у власти, борющимся за власть, приходящим к власти.
Выдающийся американский ученый и социалист Майкл Харрингтон (с которым я несколько раз встречался) в 1989 г. опубликовал свою последнюю книгу “Социализм. Прошлое и будущее”. По его оценке, нынешний огосударствленный капитализм благодаря планомерным усилиям (а вовсе не действию “невидимой руки” рынка) создал новый экономический порядок для богатых не только за счет эксплуатации материальных и людских ресурсов Азии, Африки и Латинской Америки, но и использования новых организационных возможностей капитализма при эксплуатации рабочих и всех трудящихся в своих странах.
Этому порядку новый социализм должен противопоставить обновленную систему производства и распределения, находящуюся под постоянным демократическим контролем тружеников. Главный вывод М.Харрингтона в том, что “существующее социалистическое движение, несмотря на его временные поражения, остается единственной надеждой в теории и практике свободы, адекватной задачам XXI века”. С этим можно только согласиться.
Научно оценивая главные уроки теории и практики социализма в СССР и в других странах мира за восемьдесят с лишним лет (1917–2000), целесообразно остановиться на такого рода уроках развития социализма как положительного, так и отрицательного характера. Ибо всегда следует учитывать те и другие, делая упор на положительное и не повторяя крупных ошибок, промахов и провалов.
Уроки развития социализма в XX столетии, по нашему мнению, следует извлекать из следующих восьми основных теоретических и практических наработок, общественных явлений: 1). Теоретическое и практическое наследие К.Маркса и Ф.Энгельса, включая их лидерство в международном рабочем и коммунистическом движении. 2). Ценнейший опыт ленинской теоретической и практической деятельности по руководству в течение первых шести лет (конец 1917–1923 гг.) движением России-СССР к социализму. Гений В.И.Ленина позволил создать бесценный и богатейший опыт социалистических преобразований. А сам ленинский период, ленинский этап в развитии социализма следует определить как наиболее диалектически творческий, поучительный, адекватный социалистическому существу, а потому и всемирно притягательный. 3). Послеленинский опыт развития СССР-России (1924–2000 гг.). 4). Практический опыт социалистического развития стран Центральной и Восточной Европы, Азии, Америки, всей мировой социалистической системы. 5). Теоретические разработки крупнейших лидеров социалистических стран, развивших, конкретизировавших и обогативших диалектику общего и особенного в развитии социализма. 6). Теоретические разработки многих деятелей международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения, касающихся проблем движения к социализму и его образа, практического воплощения. 7). Концепции “еврокоммунизма” 60–70-х гг., выражающих реакцию руководства многих компартий стран Западной Европы на недостатки и изъяны в социалистическом развитии СССР (так называемого “реального социализма”), прежде всего в связи с ограничениями и слабым обеспечением демократии, прав человека, плюрализма мнений. 8). Новейший опыт в 80-е и особенно в 90-е годы, после развала СССР, социалистического развития прежде всего Китая и Вьетнама, демонстрирующих новые пути общественного реформирования, ведущего к мощному экономическому, социальному, духовно-культурному подъему данных социалистических стран и к значительному повышению благосостояния и всех сторон жизнедеятельности людей (в чем я смог убедиться, побывав в ноябре 1996 г. в Китае).
Значение уроков развития социализма почти за столетие, как представляется, в том, что они позволяют выделить: 1) то положительное, на что следует опираться в социалистическом развитии; 2) то отрицательное, те ошибки и просчеты, которые необходимо избегать; 3) те советы и заветы, прежде всего В.И.Ленина, которые необходимо было практически реализовать, но чего не было сделано; 4) тот новый опыт в социалистической теории и практике, который следует использовать, которым следует обмениваться, которому полезно учиться.