4

.

4

Итак, я буду пользоваться термином «онтогенез»,  который при  всех  своих  недостатках  привычен, широко распространен в психологии и психиатрии и поэтому требуются лишь незначительные усилия,  чтобы  со  временем привыкнуть употреблять его в более широком смысле, чем это иногда делается. Для психиатров не составит существенного труда понять, что я буду иметь в виду под онтогенетической персонологией в целом и, под  онтогенетической психопатологией в частности.

Поскольку индивидуальное и личностное бытие не  обязательно совпадают в векторном, динамическом аспекте, эта асинхрония может  в ряде случаев приводить к своеобразному разрыву – кризису аутентичности: фундаментальному феномену, который не только сам по  себе  часто  представляет психопатологическое явление, но и лежит в основе большей части онтогенетической психопатологии.

Говоря об  онтогенетической  психопатологии,  я  не  буду иметь в виду психопатологию дизонтогенеза (психическую ретардацию,  асинхронию психического созревания и т.д.). Под онтогенетической  психопатологией будут подразумеваться нарушения психического  функционирования в результате кризиса аутентичности, когда возникает разрыв между осознаваемой личностной  динамикой и  не  всегда  осознаваемой индивидуальной динамикой. У каждого человека имеется индивидуальная траектория жизни. Эта  траектория  генетически детерминирована и не поддается какой–либо сознательной трансформации. Если человек учитывает  индивидуальные базовые  особенности собственной личности в процессе социального, надиндивидуального функционирования, он сохраняет собственную аутентичность, он в истинном смысле этого слова  самореализуется и самоактуализируется. Он не вступает в конфликт с собственными  потенциями,  поскольку исходит из них и полагается на них. Такой человек не создает напряжение, а равномерно расходует собственный потенциал. Такой человек счастлив, поскольку  он проживает свою жизнь.

Спиноза  писал,  что если бы камень, взлетевший в воздух от толчка, обладал сознанием, он думал бы, что летит по  собственной  воле. Он не сказал, что переживал бы камень (думающий, что он летит по собственной воле)  после того, как его взлет  прекратился бы, и он начал падать вниз. Страдания личности,  ориентированной на социальный взлет, на фоне биологической, индивидуальной  инволюции составляют этиологическую причину кризиса аутентичности и всей онтогенетической психопатологии.

Как  только  надиндивидуальное  функционирование  перестает учитывать  динамические тенденции биологического базиса личности, возникает неизбежный конфликт, сопровождающийся увеличением напряжения  в системе, нарастанием тревожности и различными механизмами защиты от конфликта, в ряде случаев имеющих патологическую природу.

Давно известна частота психических нарушений в  околопубертатном  и  околоклимактерическом периодах, которые являются не несомненно онтогенетическими, биологически  обусловленными,  нормальными  этапами человеческого бытия. Упомяну пубертатный криз и возрастные депрессии. Ниже мы будем подробно  обсуждать  особенности  онтогенентического кризиса аутентичности и психопатологическую симптоматику, сопровождающую его протекание.

Пока достаточно упомянуть, что в  существующей  онтогенетической  модели болезней Дильмана – депрессии, как одному из самых широко распространенных  психических  отклонений, уделяется самое  большое  внимание, и он трактует ее с чисто онтогенентических позиций, как результат постепенной биологической инволюции организма после 20 – 25 лет, высвечивающий на психологическом уровне депрессивной симптоматикой. Дильман  предлагает  свою онтогенетическую модель болезней, видя ее значение – прежде всего в том, что она дает возможность объединить механизмы развития и старения в единое целое. Состояние нормы в целом, по  его  мнению,  достигается к периоду завершения развития, то есть в возрасте  20–25  лет  (45).  К этому моменту человеческий организм достигает биологической зрелости, непосредственно после которой начинается процесс тотальной биологической инволюции. Наша цель показать, что в большинстве случаев параллельно этому процессу, вслед за ним и вместе с ним после 20 – 25 лет  начинается  процесс нормальной личностной инволюции.