7

.

7

Большой  вклад  в  изучение  динамических аспектов личности внесла австрийская исследовательница, после 1940 года  работавшая в США, Шарлотта Бюлер (1893 – 1974). Считается, что она является представительницей и даже лидером (она была избрана в 1970 г. президентом Ассоциации гуманистических психологов)  гуманистической психологии, возникшей, если не на почве, то в непосредственной близости от экзистенциальной философии. «В отличие от философского экзистенциализма и его прямых наследников в психологии гуманистические психологи имеют по–своему оптимистический взгляд на человека и его судьбу. Они верят в альтруизм и творческие силы человека, в возможность счастливой жизни, жизни со смыслом на путях самоактуализации» (82). Шарлотту Бюлер расценивают как крупного специалиста по проблемам индивидуального психического  развития  человека  на всем протяжении его жизни. Одним из основных ее произведений является монография  «Жизненный  путь  человека как психологическая проблема», написанная в 1933 году. Главный интерес ее исследований сосредоточен на  общих  возрастных закономерностях развития в сопоставлении с биологическим циклом индивида,  онтогенезом.

В своих работах Шарлотта Бюлер постулирует идею об интенциональном ядре личности  –  Selbst,  или  Self. В ее понимании Selbs, «самость», есть духовное образование, изначально  данное и в основном постоянное – меняется только форма его проявления. В  этом отношении Selbst Бюлер во многом перекликается с libido Фрейда. Главной движущей силой психического  развития  является врожденное  стремление  человека  осуществлять самого себя. Как пишет Ш.Бюлер, «самость» (Selbst) «представляет собой интенциональность или целенаправленность всей личности. Эта целенаправленность ориентирована на исполненность (Erfullung) лучших  потенциалов, исполненность экзистенции человека» (135). Исполненность  достигается  по  мере самоосуществления (Verwirklichung) человека в профессиональных делах, в общении, в самопожертвовании ради претворения в действительность своих убеждений.

Бюлер  доказывала,  что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить себе аутентичные цели, то  есть такие  цели,  которые  наиболее  адекватны внутренней  сущности личности.  Эту   способность   она   называет   самоопределением (Selbstbestimmung).  Основное русло, в котором происходит самоопределение, есть «темы бытия» (Daseinthema).

Самоопределение  связывается  с  интеллектуальным   уровнем личности, поскольку от интеллекта зависит глубина понимания человеком  собственных  потенциалов.  Чем  понятнее  человеку его призвание, т.е. чем отчетливее самоопределение,  тем  вероятнее самоосуществление.  Например, чем понятнее человеку собственная глупость, тем отчетливее он в этом самоопределяется и тем вероятнее в глупости самоосуществляется.

В  Соединенных Штатах, куда Бюлер переезжает в 1940 г., она формулирует идею о четырех врожденных базальных тенденциях личности, по которым  возможно развитие  «самости»  личности:  это тенденция  к  удовлетворению простых жизненно важных потребностей, тенденция к адаптации к объективным условиям  среды,  тенденция к творческой экспансии – стремление к расширению жизненной активности, к овладению новыми предметами и тенденция к установлению внутреннего порядка. Эти основные тенденции сосуществуют  во  времени. Но в зависимости от возраста и индивидуальности доминирует то одна, то другая из них. Для самоосуществления  признается  наибольшая роль творческой экспансии, но оптимальным для психического здоровья считается развитие  всех  базальных мотиваций.

В теории Бюлер, как пишет Н. А. Логинова, «психологическая картина  развития постоянно соотноситься с биологической, с онтогенезом... Однако онтогенез представлен у Бюлер в самом общем виде, в так называемой жизненной кривой (Lebenskurve).  Она вовсе  не  ставит вопрос об онтогенезе как психофизиологическом функциональном развитии индивида» и соотношение жизненного пути личности с биологическим циклом организма получается достаточно поверхностным. «Вопреки проводимым параллелям между биологическим и личностным  развитием  процесс  развития  индивидуальности оказывается изолированным от своей природной онтологической основы» (82).

Кроме  базовых  тенденций  Шарлотта  Бюлер описала пять фаз жизненного пути. Первая фаза (возраст до 16–20 лет)  характеризуется довольно низким уровнем самосознания и отсутствием самоопределения.  Во  второй  фазе  (с 16–20 до 25–30 лет)  человек пробует себя в разных видах трудовой деятельности, заводит знакомство в поисках спутника жизни. Третья фаза  наступает  после 30  лет, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие. В четвертой фазе  стареющий  человек  переживает трудный возраст биологического увядания, ухода с работы, сокращения будущего времени жизни.  Завершается путь к самоосуществлению, перестает функционировать самоопределение. В пятой фазе (после 65–70 лет) старики живут прошлым, влачат бесцельное  существование, поэтому Бюлер не причисляет последний этап жизни к собственно жизненному пути.

Бюлер сформулировала также понятие о типе развития, который  она трактует как детерминированный только внутренними особенностями личности – соотношением витального  (биологического) и ментального (духовного) факторов развития.