2

.

2

Несколько основных принципов должны мы разобрать, чтобы  не возникало у нас заблуждений по поводу специфики онтогенеза личности и задачах онтогенетической персонологии. Мы не собираемся убеждать кого–либо в необходимости  учитывать  биологический базис личности. Мы даже не собираемся заявлять какие–либо претензии на приоритетное указание ведущей роли биологических факторов – об этом писал еще  Кречмер: «Темперамент имеет для всего того, что называется индивидуальностью или личностью,  для  отличия  одного  человека  от другого, гораздо большее значение, чем все структурные различия в душевных аппаратах... Темперамент является центральным биологическим  фактором не только для характера, но и для ума человека... Для высоты ума индивидуума в первую очередь имеет значение наследственная  предрасположенность, а затем уже влияние воспитания и среды» (176).

Наша  задача обратить внимание и подчеркнуть один из основных принципов, который использует онтогенетическая персонология  для изучения психической деятельности и построения онтогенетической модели личности. В основе  подхода  онтогенетической персонологии к психической деятельности и формированию личности лежит ассимиляционный принцип. Высшая психическая деятельность, включая  когнитивные и контрольные процессы (сознание) есть активный процесс ассимиляции информации, поступающей из внешней и внутренней среды в целях адаптации индивида к окружающей среде.

Психическая  деятельность,  с нашей точки зрения, построена не по отражательному принципу, как это принято считать, а по ассимиляционному принципу. Мозг не отражает, а ассимилирует информацию.

Одна из первых теорий, рассматривающая психическую деятельность человека в норме и патологии с позиций теории  информации – это теория информационного метаболизма А. Кемпински. Раздражители  внешнего  мира воздействуют на Я, в соответствии с этой теорией, через границу, отделяющую внутренний мир от  внешнего, этот  процесс протекает по законам селекции, предполагающим две основные тенденции – ассимиляция и отклонения элиминации. Ассимиляция внешних раздражений приводит к возникновению соответствующих функциональных структур,  обуславливающих  те  или  иные психологические  реакции.  Ассимилятивная  тенденция  достигает максимальной выраженности, по мнению Кемпински, в плане  сексуальной  деятельности, направленной на продолжение рода. Тенденция отклонения рассматривается как выражение чувства агрессии и может иметь значение не только индивидуальное, но и социальное.

Психические  расстройства  рассматриваются им как патология границы, через которую осуществляется информационные связи  организма с внешним миром. Он объясняет этим аутизм,  расщепления, депрессии, эмоциональные нарушения при неврозах.

Кемпински очевидно рассматривал и  энергетические  характеристики психических процессов, поскольку указывал, что ассимиляция поступающей информации и организация  различных  функциональных систем носит характер отрицательной энтропии.

Подобные  подходы  свойственны также и когнитивной психологии, которая рассматривает человека как «активный, перерабатывающий информацию организм, ищущий стимуляции и стремящийся к знаниям» (219).