3

.

3

Психические процессы, связанные с ассимиляцией  информации, деятельность систем обеспечения фоновой активности мозга требуют значительных энергетических затрат. Энергетика мозга в настоящее время изучена крайне недостаточно, что заставляет большинство исследователей использовать для объяснения психической деятельности гипотетический  конструкт «психическая энергия» или его аналоги.

Недостаток  знаний в этой области позволяет ряду исследователей (Holt, 1967; Кubie, 1974; Rubinstein, 1967;  Peterfreund, 1971)  вообще сомневаться, что понятие психической энергии, или инстинктивной внутренней силы, практически имеет  доказательства.  Однако именно практически в настоящее время ни одна из динамических теорий, объясняющих психические процессы,  не  может обойтись без понятия «психическая энергия».

«Мы предполагаем, – писал Фрейд, – и этому научили нас другие естественные науки, – что в психической жизни действует некоторый  вид  энергии, но мы не имеем данных, которые позволили бы нам подойти ближе к познанию ее по аналогии с другими видами энергии. Мы, видимо, признаем,  что  нервная,  или  психическая энергия  существует в двух формах: одна имеет свободу перемещения, а другая, напротив, связана» (154).

Среди естественных наук, на которые ссылается Фрейд, в первую очередь следует указать на философию. Барух Спиноза в «Этике» утверждал, что в человеке существуют лишь три побудительные силы: а) влечение, которое, относясь и к душе, и к телу, есть «не что иное, как сама сущность человека», б) радость и в)  печаль.

В психодинамической психологии и психотерапии роль психической энергии выполняет одно из ключевых понятий  психоанализа libido, а «радость» и «печаль» нашли свое отражение в  принципе удовольствия, которому наряду с принципом реальности, подчинена вся психическая жизнь человека.

Под энергией  влечений  или libido Фрейд объединял все, что имеет дело с тем, что можно охватить словом любовь. И он  прямо рассматривал  эту энергию как количественную величину, несмотря на то, что она в настоящий момент не может быть измерена.

Фрейд  считал  целесообразным разделять психическую энергию на энергию «душевных процессов» и сексуальных  влечений  (собственно libido), хотя и не настаивал на этом различении, считая обе группы названиями источников энергии индивида, оставляя дискуссию  о  том,  являются ли они в основе одним и тем же или различным до появления новых биологических  фактов. «Возможно, что  сексуальная  энергия libido в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет  только  продукт  дифференциации энергии, действующей вообще в психике» – писал он (97).

Юнг  в  одной  из  своих  ранних работ «Психология dementia praecox» также использовал выражение «психическая  энергия» в широком смысле, объединяя в этом термине всю психическую энергию, включая сексуальную, так как не мог объяснить это заболевание как, например, это делал Абрахам, только с  точки  зрения перемещения  исключительно сексуальных (либидинозных) энергетических потоков.

Не имея возможности приложить теорию libido к dementia praecox, Юнг постепенно заменил описательное определение Фрейда на генетическое, что дало ему возможность в дальнейшем заменить выражение «психическая энергия» термином  libido,  оставляя  за ним более широкое толкование (171).  Юнг  прямо  указывал,  что «природа  не  знает искусственного различения» libido. В природе «мы прежде всего видим лишь один сплошной  жизненный инстинкт, единую волю к существованию, которая стремится поддержанием особи обеспечить дальнейшее размножение всего рода» (171).

Юнг отмечал, что такой подход к libido в чем–то напоминает Шопенгауревскую волю, и в более философском аспекте Эрос у Платона и Гесиода. Он считал расширение понятия libido  существенным шагом вперед, Фрейд же сомневался,  что  психология  что–то выйграет, если «по примеру Юнга подчеркнет первоначальное единство  всех  влечений  и  назовет «libido» проявляющуюся во всем энергию» (153).

Из наиболее известных психологических теорий, постулирующих обусловленность психической деятельности различными глубинными, базовыми  энергетическими процессами, следует вспомнить «гормическую» психологию Мак–Дугалла.

G. Ewald пользовался термином «биотонус», а совокупность гипотетических  энергетических  процессов, определяющих возможности психической деятельности человека, его темперамент и уровень аффективного реагирования  определял  как  «биопотенциал». Показателем биотонуса он дополнял характерограмму и считал, что это дает возможность индивидуального прогнозирования  психогенных реакций.

При всем разнообразии подходов, существующих в отношении психической  энергии – libido,  психодинамическая  психология практически  не обращает   внимания и не учитывает при построении моделей психологической и психопатологической  деятельности то, что в процессе индивидуального онтогенетического существования количество психической энергии не остается постоянно на одном уровне. Напротив, Анна Фрейд даже  подчеркивает,  что «Оно человека в течении всей жизни в основном остается одним и тем же. Верно, что инстинктивные импульсы способны к изменению, когда они вступают в столкновение с Я и с требованиями внешнего мира. Но внутри самого Оно не происходит никаких или почти никаких изменений» (151).

С позиций онтогенетической динамики индивидуального  бытия подобное невозможно. После достижения индивидуальной  зрелости, психическая энергия начинает убывать, приводя к общему снижению индивидуальных адаптационных  способностей.  Либидо  –  это  не просто поток, который, как считал Фрейд, может делиться, запруживаться, переплескивать в побочные течения и т.п.; это  поток, который  имеет  свое  начало  и свой конец, это поток, который в один прекрасный момент начинает иссякать и в  следующий  момент иссякает.