1

.

1

Настоящая глава занимает особое место  в  монографии  и  по своему смыслу и по своему расположению. Особое место главы определяется пограничностью описываемого феномена «кризиса аутентичности». Поскольку феномен этот (нормальный по своей сути)  в ряде  ситуаций может служить почвой для возникновения различной психопатологической симптоматики, постольку и вся  глава  имеет как бы пограничное положение между психологией и психопатологией.  Кризис аутентичности – проблема преимущественно психологическая, проблема актуальная, имеющая отношение к жизни  каждого человека,  проблема  не  только  до  конца не разрешенная, но и практически еще не осознанная.

Только после рассмотрения этого явления мы сможем перейти к онтогенетической психопатологии и, как без онтогенеза  личности нельзя понять сущность кризиса аутентичности, так и без кризиса аутентичности  нельзя понять сущность онтогенетической психопатологии. Будучи психологическим феноменом, кризис аутентичности при неблагоприятных  условиях  «обрастает»  психопатологической симптоматикой,  начиная представлять интерес не только для психологов, но и для психиатров, поскольку патологические  процессы,  возникающие в непосредственной этиологической связи с кризисом аутентичности, достаточно своеобразны и, что самое  главное, из других причин не выводимы.

Особый смысл главы определяется тем, что  в  психологии,  а несколько  позднее  в  психотерапии  и психиатрии более широкое распространение  имеет  термин «идентичность» и производные от него – «кризис идентичности», «нарушения идентификации», «идентификационные неврозы».

Идентификация (от лат. identificare – отождествлять)  понимается  как  уподобление, отождествление себя чему–либо или кому–либо. Изначально этот термин использовался в когнитивной психологии  для  обозначения  процессов распознавания образов и объектов. По основным признакам феномен идентифицируется с субъективным образом и, таким  образом, опознается.  В дальнейшем Фрейд  стал использовать термин «идентификация» для обозначения процессов, с помощью которых ребенок усваивает образцы  поведения других людей, в частности своих родителей, формирует Суперэго, принимает свою половую роль.

Представители социальной психологии (Л. Бандура, Т. Парсонс и др.) также рассматривали идентификацию, как важнейший механизм социализации, в процессе которой индивид  принимает социальную роль в группе,  осознает  групповую  принадлежность,  формирует свои социальные установки.

Понятие «идентификация» охватывает как бы три пересекающихся плоскости психической реальности. Во–первых, это процесс отождествления себя с другим индивидом или группой,  принятие (интериоризация) существующих внешних норм, ценностей, стилей поведения как «своих». Во–вторых, это возможность переноса своих чувств, желаний, фантазий, черт на другого человека, и как бы продолжение себя в другом (например, родители могут ожидать от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов, которые не удалось полностью реализовать и, как писал Юнг, ничто  в душевном отношении не действует сильнее на детей, чем       непрожитая жизнь родителей). И, в–третьих, под  идентификацией понимают процесс постановки субъектом себя на место другого с целью моделирования смыслового поля другого, взаимопонимания  и взаимообщения (100).

Рассматривая идентификацию, как главную и постоянную экзистенциальную  проблему  личности, Э. Эриксон понимал под идентичностью чувство обретения стабильности при адекватном разрешении сложных  идентификационных задач (кризисы идентичности), возникающих перед личностью на каждой из восьми  стадий  существования. На первой стадии ребенок для нормального  развития  должен испытывать  доверие  к  окружающим его людям и среде, на второй стадии он должен овладеть определенными навыками  самоконтроля, которые ожидают от него окружающие, перейти на более автономный уровень существования, на третьей стадии – не бояться проявлять инициативу, самостоятельно заниматься деятельностью, на четвертой – расширить запас своих навыков и умений, приступить к элементам трудовой деятельности, на пятой – расширить спектр ролевого  поведения  с сохранением собственной индивидуальности, на шестой – овладеть способностью принимать на себя обязательства, принимать и понимать других, на седьмой – уметь сохранить  созданное и проявить заботу, уметь пожертвовать собственными интересами, во имя интересов будущих поколений (генеративность),  и на  восьмой стадии человек должен принять неизбежность смерти и смириться с ней.

Если человек благополучно проходит через все восемь жизненных кризисов, чувство  идентичности  позволяет  ему  испытывать чувство  самоуважения,  собственного достоинства, получать удовольствие от соответствия, иметь уверенность в смысле и достойности собственной жизни. Если нет – его ждет  постоянный  страх перед  будущим,  перед возможным наказанием, сомнения, подозрительность, стыдливость, чувство  несоответствия  требованиям  и комплекс  неполноценности,  скука, обеднение межличностных контактов, отвращение к жизни и отчаяние при мысли о смерти.

Д. Левинсон с этих же позиций описывает пять идентификационных транзиций, происходящих с каждым человеком в процессе  жизни:  транзицию  ранней  взрослости и вступление в мир взрослых, транзицию  30–летних с последующей стабилизацией, транзицию середины жизни и начало средней взрослости, транзицию 50–летних и кульминацию средней взрослости и заключительную транзицию поздней взрослости.

Ньюман полагает, что, поскольку человек включен в общество, оно предъявляет своему члену в процессе онтогенеза различные требования и отсюда вытекают жизненные кризисы, с которыми обязательно сталкивается каждый человек.  Не  всегда  эти  кризисы полностью  осознаются, но так или иначе считается, что принимая решения к изменениям, люди помогают собственному социальному  и личностному формированию путем постоянной идентификации (223).

Эти направления социальной психологии сформировались  целиком и полностью в рамках экзистенциальной философии и  психологии  и  основное внимание обращают на человеческую экзистенцию, существование  человека в мире, проблему выбора, поставленную в свое время еще Кьеркегором. От того, как  человек  преодолевает кризисные  периоды собственной жизни, зависит не только ее динамика, но и содержание.