4

.

4

Олигофрения, как справедливо указывают отечественные психиатры,  является  прежде всего аномалией личности, обусловленной наследственной или врожденной неполноценностью мозга или  поражением его на ранних (до трех лет) этапах онтогенеза (64). В  соответствии  с принятой в нашей стране, и сохраненной в МКБ 10–го пересмотра, классификацией принято различать в рамках олигофрении глубокую умственную отсталость (идиотию), при которой  полностью  отсутствует способность ассимилировать информацию, отсутствует мышление и речь, способность узнавать окружающие предметы и людей, усваивать простейшие навыки  самообслуживания; умеренную умственную отсталость (имбецильность), при которой появляется рудиментарное мышление и понятия, возможно выработать  несложные условные рефлексы – навыки опрятности и самообслуживания, имеется эмоциональная реакция  по  отношению  к окружающим  и легкую умственную отсталость (дебильность), основным признаком которой является недоразвитие абстрактного мышления, неспособность к полноценному отвлечению и обобщению  предметов и явлений действительности, особенно наглядно проявляющуюся  в  период школьного обучения. Олигофрены в степени дебильности не способны обучаться в массовой школе и приобретать специальные профессиональные навыки.

Блейлер  считал,  что олигофрения отличается от всех других душевных болезней тем, что вследствие  недостаточного  усвоения опытного  материала  у них в детстве образуются скудные и ненадежные  представления  и понятия, а с другой стороны тем, что с имеющимся опытным материалом они не в состоянии достаточно оперировать вследствие того же наличия убожества  в  ассоциативных связях.  Он  же совершенно справедливо указывал, что «олигофрения... не отграничивается точно от нормы, постепенным переходом служит дебильность, ограниченность или глупость.  Да  и  внутри этой  группы имеются лишь постепенные переходы в области психики» (138).

Он называл  идиотией низкий уровень интеллекта,  приводящий к  полной  социальной непригодности, а имбецильностью – состояние, которое позволяет, «до известной степени  передвигаться  в человеческом обществе и иногда даже совершать настоящую работу. Дебильный ум дает возможность в чрезвычайно простой обстановке существовать самостоятельно, но немедленно терпит крушение, как только  к нему предъявляют даже средние требования. Дебильность представляет,  таким  образом, – по мнению Блейлера, – промежуточную форму между здоровьем и болезнью».

К дефектам развития главных функций психики при олигофрении Блейлер относил:

1. Тенденцию застревать на восприятиях органов чувств.

2. Невозможность отвязаться от повседневного.

3. Неправильное образование отвлеченных понятий.

4. Недостаточная способность к абстракции.

5. Невозможность объятия умом большого комплекса  идей  или комбинации идеи наново.

Именно по способности устанавливать ассоциативные  связи  и предпринималась  попытка разграничения между нормой и патологией. «Развитие ассоциативных связей колеблется в  очень  широких пределах  –  можно сказать, от идиота и от животного до гения – ибо высота интеллекта зависит, главным образом,  от  количества возможных соединений... Там, где убожество последних мешает успешному развитию человека, мы говорим (в зависимости от степени расстройства)  об идиотии, имбецильности и дебильности, то есть о тех болезнях, которые Крепелин объединяет под именем  олигофрении» – писал Блейлер.

Все эти основные характеристики малоумных личностей нам будет не лишним помнить, потому что, как указывал тот же Блейлер, олигофрения не отграничивается точно от нормы, и все свойства и характеристики личности, описанные  в  рамках  олигофрении,  во многом  применимы  и для значительной части примитивных личностей, которые не относясь по своей сути к патологии, в своем реальном интеллектуальном и личностном развитии стоят много  ближе к малоумным личностям, нежели к среднестатистической норме.