3

.

3

О  патологии,  неполноценности и ущербности мы имеем полное право говорить лишь в отношении малоумных личностей,  описываемых  в отечественной психиатрии в рамках олигофрений, а в соответствии с новой международной классификацией болезней  МКБ–10, обозначаемых  как  «умственная отсталость».

По  определению  ВОЗ, умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое  в  первую очередь  характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень  интеллектуальности, то есть, когнитивных, речевых, моторных и  социальных способностей (63).

В определении ВОЗ, как можно видеть, прежде всего подчеркивается онтогенетический аспект умственной отсталости – задержка развития должна возникнуть и проявиться на ранних этапах  онтогенеза (чаще всего до достижения юности). Нарушения прежде всего проявляются в когнитивной сфере и отдифференцировать их можно лишь в сравнении с «общим уровнем» по «недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения».

Между умственной отсталостью и «общим уровнем» нет  резкого разрыва.  Главным  критерием  выступает неспособность малоумной личности, в отличие от примитивной, адекватно и  самостоятельно функционировать в наличной системе  социальных  отношений.

Для умственной отсталости, в отличие от других  расстройств психической деятельности, сравнительно сложно разработать детализированные клинические диагностические критерии. Это связывают  с тем, что две основные характеристики умственной отсталости, благодаря которым она обнаруживается, а именно низкие  когнитивные способности и сниженное социальное функционирование, в большой мере зависят от социальных и культурных влияний и норм.

Адекватное общепринятым нормам поведение у  малоумной  личности  нарушено всегда, но как подчеркивается «в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка,  это  нарушение  у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера» (63).

Равным  образом  и  креативная  личность, особенно с легкой степенью умственной одаренности в «социально защищенных условиях», при поддержке, может вполне сносно функционировать в  нормальном социальном смысле. При отсутствии такой поддержки и заботы  и  при  высокой степени умственной одаренности креативная личность всегда имеет шанс умереть и в нищете и в  одиночестве. За примерами, как я полагаю, далеко ходить не надо.