7
.7
Я уже упоминал в начале главы, что феномен креативной личности обусловлен избыточной психической энергией у индивида, достигшего своей биологической зрелости. Но за счет чего можно объяснить постоянный приток психической энергии у креативной личности? На этот вопрос сложно ответить до тех пор, пока мы будем оперировать понятием «психическая энергия» как гипотетическим конструктом, без более надежного нейрофизиологического базиса.
Пока можно констатировать факт только по его феноменальной сущности, так сказать, на выходе, даже не понимая его причинной, глубинной обусловленности.
Можно высказать две гипотезы по этому поводу.
Возможно, что креативная личность не использует по тем или иным причинам ту часть психической энергии, которая эволюционно предназначена для психофизиологических процессов: например, для сексуальной деятельности и связанная с этой деятельностью часть психической энергии (либидо в понимании Фрейда) направляется по механизму сублимации на креативную деятельность.
Именно так объяснял себе креативную деятельность Фрейд. «Прибавками энергии со стороны сексуального влечения в нашей душевной деятельности мы обязаны, по всей вероятности, нашими высшими культурными достижениями» (154).
Многие отмечали на определенную связь между сексуальной активностью и креативной деятельностью. По древнему изречению «Из пророка, познавшего женщину, семьдесят семь дней не говорит Бог». Бальзак говорил, что каждый половой акт стоит ему половину ненаписанного романа. Микеланджело говорил, что его искусство заменяет ему жену. Ломброзо писал, что гениальные люди всю жизнь остаются одинокими, холодными и равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Гете, Гейне, Байрон, Челлини, Ньютон – тому доказательства.
С другой стороны, Кречмер указывал, что «потомство гениев по мужской линии почти всегда быстро вымирает. Часто гений остается без потомства» (176). На это же указывал Эфроимсон: «Потомство великих ученых, мыслителей, поэтов, провидцев обычно малочислено» и что с житейской точки зрения жажда знаний противоестественна, поскольку обладание знаниями не помогало, а скорее мешало их владельцам выжить и оставить потомство» (127).
Возможно также, что у креативной личности имеется какой–либо комплекс, например, той же сексуальной природы, защитой от которого является креативная деятельность, которая поглощает значительное количество психической энергии и тем самым комплекс энергетически как бы «обесточивается», а энергия катектируется. У личности не хватает психической энергии для того, чтобы связать комплекс и для его нейтрализации создается постоянный очаг психической креативной деятельности, можно сказать «черная дыра», которая засасывает всю свободную энергию, оставляя при этом комплекс в нефункционирующем состоянии.
Возможно, что у креативной личности в принципе уровень свободной психической энергии изначально существенно выше, чем в популяции и при этом креативная психическая деятельность выбирается неизбежно в результате того, что вся психическая деятельность строиться по гомеостатическому принципу, когда:
а) индивид стремиться к редукции свободной психической энергии, так как ее значительное количество приводит к напряжению и неприятному субъективному состоянию;
б) креативная деятельность является максимально энергоемкой и поэтому наиболее привлекательной в вышеуказанной ситуации.
Перед креативной личностью закрыта прелесть мирной спокойной жизни обыкновенного человека. Даже при всем своем желании такой человек не может получить удовольствие от сытой спокойной, равномерной жизни, так как нереализованная энергия, создавая напряжение, будет являться причиной более мощного неудовольствия, чем бытовая неустроенность, и для устранения этого напряжения он вынужден будет творить, находясь с внешней точки зрения, быть может, в совершенно неустроенном материальном по ложении. Но сам акт творчества при этом будет приносить ему за счет утилизации энергии большее удовольствие, чем неудовлетворенность бытом.
«Испытываю восхитительные муки от желания сделать что–нибудь еще более необыкновенное и прекрасное, – так описывал это напряжение в своих дневниках Сальвадор Дали. – Эта божественная неудовлетворенность есть признак того, что в недрах души моей нарастает какое–то неясное давление, сулящее принести мне огромные наслаждения» (144).
Шопенгауэр объясняет гениальность тем, что человек получает в свое распоряжение такую меру познавательной способности, которая намного превосходит то, что требуется для служения индивидуальной воле и «этот высвобождающийся избыток познания» (как верно он подмечает эту изнутри идущую энергию) объясняет «живое беспокойство гениальных индивидов». Действительность редко может их удовлетворить, потому что она не наполняет их сознания; это и сообщает им неутомимую стремительность, беспрерывное искание новых и достойных размышления объектов, между тем, как «обыкновенный сын земли», «этот обыкновенный товар природы, какой она ежедневно производит тысячами», как характеризует примитивную личность Шопенгауэр, совершенно наполнен и удовлетворен обычной действительностью, растворяется в ней, всюду находя себе подобных и испытывает при этом «тот особый комфорт повседневной жизни, в котором отказано гению» (209). Креативная личность всегда находится в безвыходном положении. Даже связанная тем или иным видом деятельности, который не позволяет полностью реализовать запас энергии, она автоматически, естественно, по необходимости либо приступает к другой деятельности, либо начнет совмещать эту деятельность с другой. Так Александр Дюма, работая простым клерком, начинает писать романы, Лейбниц от скуки создает теорию дифференциального исчисления, а математик Льюис Кэролл пишет «Алису в стране чудес». Одна из моих пациенток (бухгалтер по профессии и типичная креативная личность по сущности) рассказывала, что, во время работы в фирме она просто обожала, когда ей давали невыполнимые задания, а собираясь на встречу выпускников своего курса, где, как она предполагала, будет скучное «перемывание друг другу костей» и выставление собственных недостигнутых успехов, она очень серьезно опасалась, что не удержится и устроит какой–нибудь скандал. Креативная личность не только всегда стремится к максимально нестабильным и непредсказуемым ситуациям, но и сама способна создавать их, если они отсутствуют по ряду причин.