10

.

10

Итак, когда мы рассматриваем феномен  креативной  личности, мы обнаруживаем избыточную психическую энергию у индивида, достигшего своей биологической зрелости; психическую энергию, имеющую  прежде  всего  не качественное, а количественное, да и то лишь  в онтогенетическом плане отличие от той, которой обладает примитивная личность.

Дело не в том, каков уровень психической энергии и  степень креативности  в  детском и подростковом периоде – в этот период та или иная степень креативности обязательно присутствует и она вполне может быть развита с помощью специальных методов  обучения и тренировки.

Дело  в том, насколько долго психическая энергия и креативность сопутствует человеку в процессе онтогенеза. Здесь существующие методы обучения и развития практически бессильны. Именно поэтому наблюдается столь низкая корреляция между уровнем креативности в детстве и реальными творческими достижениями в  зрелом  возрасте. Уровень психической активности и ее динамика детерминированы преимущественно генетически и феномен  креативной личности – скорее генетическая, нежели социальная аномалия.

Давно подмечено, что с одной стороны, из очень многих  вундеркиндов  в  дальнейшем не вырастает ничего экстраординарного. Достигнув пубертатного возраста, они постепенно регрессируют до общего  уровня  и уже ничем не отличаются от своих сверстников, которые не умели читать в возрасте 3 лет, и ничем  не  поражали своих родителей и учителей.

Феномен креативной личности зависит не столько от того, каким  количеством  психической энергии обладает индивид в период раннего  онтогенеза,  столько от того, каким количеством психической энергии он обладает к моменту  достижения  биологической зрелости. Именно в этот период начинается настоящая дифференциация  между  примитивной  и  креативной личностью. Избыточность психической энергии не до,  а  после  достижения  биологической зрелости определяет сущность феномена креативной личности.

Многие люди, которые в зрелом возрасте достигли  гениальных результатов в своей творческой, научной деятельности, в детском возрасте не только ничем не отличались от своих сверстников, но и расценивались окружающими как неодаренные и тупые.

Возможно, конечно, что у креативной личности уровень психической  энергии  изначально выше. Ученые даже утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным  «аппетитом»  – да еще и гаргантюанской способностью «переваривать» интеллектуальную  пищу (213). Но сохранится ли эта повышенная активность в зрелом возрасте – неизвестно.

Известны эксперименты по одновременному воспитанию в одинаковых условиях человеческих детенышей и  детенышей  обезьян.  В самом  начале развитие идет практически одинаково, но в определенном возрасте развитие обезьян  необратимо и  неумолимо  останавливается, а развитие ребенка продолжается.

Известную аналогию можно установить в отношении между  примитивной  и креативной личностью. Вопрос в динамике. На определенном этапе (после биологического созревания) психическое разворачивание примитивной личности необратимо, фатально прекращается, оно останавливается и застывает, вектор  движения  меняет свое направление, а креативная личность продолжает процесс личностного разворачивания, и в этом – ее основное отличие от примитивной  личности.  Не  интеллектуальный потенциал, а динамичность, развертываемость, расцвет психической жизни после достижения биологической зрелости является признаком креативной личности. Многие примитивные личности в детстве  показывают  очень высокие результаты и в знаниях и в усвоение учебного материала, и наоборот, но решающим критерием является некий переходный рубеж,  после которого примитивная личность может уже только тратить, то что она успела получить, и отсюда ее «желание не расплескать воды», нарастающий консерватизм, социофилия, а креативная личность не только не боится продолжать смело тратить, так как способность постоянного самообновления и самовосстановления сохраняется  у  нее  чрезвычайно долго, но и вынуждена это делать. Процесс этот ни в коей степени не является  нормальным и приводит в острых случаях к тотальной десоциализации креативной личности.  «Гениальным  дегенератом»  называл Мебиус креативную личность. «Гении часто появляются в тот момент, когда  высокоодаренные  семьи начинают вырождаться. Процент нервных, психопатов, душевнобольных среди гениальных  людей  значительнее, чем среди людей средней одаренности» – писал Кречмер. Ломброзо посвятил целое исследование гениальности и помешательству.

Если  это и не всегда так, то все же рассматривать креативную личность как норму не представляется  никакой  возможности.