4

.

4

Онтогенетический подход к различным невротическим состояниям  (в частности при моделировании отдельных сторон невротических расстройств на животных) представляется важным  (Хананашвили,  1983) для изучения состояний предболезни, так как считается, что стрессорные воздействия в начале жизни могут привести к развернутой патологии по мере взросления особи (124).

В. В. Лавровым  в  экспериментах  на  животных было проведено специальное исследование «преднастройки  психики»  как  фактора риска  экспериментальной невротической патологии. Он пишет, что «одним из факторов, влияющих на предрасположенность субъекта  к невротизации,  является  уровень  его  психической установки на достижение определенной цели. При этом неудача может  оказывать травмирующее  воздействие, пропорциональное высоте существовавшего уровня установки» (93).

В результате проведенных экспериментов он пришел к  выводу, что каким бы способом ни моделировалось развитие информационной патологии, «напряжение, запускающее патологический процесс, невозможно,  если  вначале не создавать готовность к нему». Более того, полученные в ходе экспериментов данные подтвердили  нарушение  деятельности  активирующей системы при невротизации. При искусственном понижении уровня активации мозга (путем  изоляции ретикулярной формации ствола от зрительной системы) происходило существенное  облегчение возникновения нарушений высшей нервной деятельности,  аналогичных  невротическим,  даже  при  действии адекватных стимулов.

Таким  образом, неадекватная установка («преднастройка психики») с одной стороны и понижение уровня активации мозга в эксперименте или в реальной жизни в ходе индивидуального  онтогенеза с другой стороны является одним из реальных патогенетических факторов возникновения невротизации и невротических состояний.

Последние  экспериментальные  данные свидетельствуют о том, что в мозге человека и высших животных постоянно протекают процессы прогнозирования и сличения реально наступившей ситуации с прогнозируемой  ситуацией  (Бернштейн  Н.А.,  1966;  Фейгенберг И. М.,  1963).  И. М. Фейгенберг  пишет, что уже ласточка, ловящая насекомое, не догоняет его, повторяя путь его полета,  а  летит «наперерез»  – не на насекомое, а в некоторую точку пространства, где в соответствии с прошлым опытом ласточки она  вероятнее всего окажется одновременно с насекомым. Всякое неожиданное изменение  ситуации   ведет к тому, что наступает рассогласование между имеющейся в данный момент ситуацией, отраженной  органами чувств, и той ситуацией, которую ожидал, прогнозировал (предвидел) организм. Чем больше рассогласование между фактически возникшим  сигналом и тем, что прогнозировалось, тем большее количество информации несет этот сигнал, тем  более  патогенным  он может оказаться (110).

Личность, функционирующая в условиях  развивающегося  организма, имеет тенденцию рассчитывать траекторию своего жизненного  пути  в расчете на постоянное естественное самообновление и саморазвитие. Мое «Я» сегодня – есть нечто меньшее, чем мое «Я» завтра. «Настоящая жизнь» сознательно или бессознательно  рассматривается  как  вопрос  будущего, а момент сиюминутного бытия воспринимается лишь как подготовительный этап – нечто  черновое и не имеющее самостоятельной ценности.

Ребенку  и  подростку на каждом шагу внушают: «Подрасти – и ты  все поймешь, подрасти – и тебе все будет можно, подожди – у тебя все впереди». Момент  достижения  зрелости  воспринимается как  долгожданный праздник, а праздник как и любой праздник по                              чему–то всегда не соответствует нашим ожиданиям.

Достигнув зрелости, человек зачастую испытывает жесточайшее разочарование. Именно в тот момент, когда стоишь на вершине горы, наиболее высок шанс осознать, что это все: «взлет» окончен, дальше начинается нескончаемая череда серых будней. Жизнь,  которая  виделась  как расцвет, расцвела и облетела за один день. Праздник, которого ждали так долго, пролетел за  одну  секунду, за  одно  мгновение,  и пришла пора убирать со стола и ложиться спать. Пора освобождать место другим. Все то лучшее, что  виделось впереди, в один момент оказалось позади.

Уже  сам  по себе онтогенетический перелом в силу того, что он требует более или менее кардинальной перестройки всех систем прогнозирования, вызывает более  или  менее  значительное  психоэмоциональное  напряжение.  Но  особенную болезненность этот процесс приобретает в тех ситуациях, когда личность отказывается по тем или иным причинам учитывать собственный биологический базис. Все более и более усиливающийся разрыв между прогнозируемыми точками достижений и реальными  достижениями  приводит к нарастанию  тревоги,  потому что процесс ежедневного уменьшения шансов достигнуть желаемого не может не учитываться в бессознательных или сознательных пластах психики.

Интересно, что непонимание онтогенетических механизмов личностного  функционирования приводит не только к тому, что родители  очень  часто  искусственно  пытаются «поднять планку» для своего ребенка, заставляя его многие годы  пытаться  достигнуть того  рубежа, который они ему установили, но и опытные психотерапевты (А. М. Свядощ, 1982) рекомендуют с целью   п р о ф и л а к т и к и  неврозов говорить ребенку: «Ты можешь стать трудолюбивым; ты можешь заниматься, можешь  заставить  себя  работать, можешь  вырасти  полезным членом общества. _1Ты можешь всего достигнуть, если  захочешь!»  (110). Последняя фраза, если она на самом деле будет усвоена ребенком, прямым путем приведет его к неврозу, а не убережет от него.

Попытки интенсифицировать усилия по достижению тех или иных нереальных жизненных целей приводят только к ухудшению функционирования индивидуально–личностной системы.  Бесплодная  борьба приводит  к отчаянию. Смысл жизни, каким он привычно виделся, с каждым днем удаляется все далее и далее. Человек  начинает  терять смысл жизни. Возникает знаменитый экзистенциальный вакуум, блестяще описанный Франклом. И самое страшное, если он  осознается. Потому что именно в этой ситуации возникают мысли о самоубийстве.

Самоубийство – один из самых распространенных способов разрешения  кризиса аутентичности. Самый трагический способ. Самый безнадежный. С него я и начну.