7

.

7

Как  и суицидальное поведение  при  ближайшем  рассмотрении ипохондрическая  симптоматика  четко проявляет свою онтогенетическую  обусловленность и привязанность к основным кризисам аутентичности. Приблизительно в равной мере и у мужчин и у женщин особенно часто ипохондрия отмечается у подростков и лиц в  возрасте старше 60 лет.

Ипохондрия рассматривается как социокультуральное образование, когда субъект, который сталкивается с предполагаемой и неразрешимой проблемой, обращается к роли больного. Роль больного обеспечивает  «выход» из ситуации, поскольку «больной может избежать пагубных обязательств и не выполнять неприятных  обязанностей» (173).

Характерно,  что индивидуальная, ориентированная на критику традиционная  психотерапия при ипохондрии редко достигает успеха.

Известный румынский специалист в области пограничных состояний, предложивший оригинальную информационную модель неврозов, А. Кемпински,  говоря об ипохондриках, отмечает, что иногда лишь после длительной работы с пациентом можно понять, что  лежит  в основе  его  ипохондрии: чувство пустоты и жизненной скуки, невозможность планирования жизни  ввиду  существующего  конфликта или  же депрессивное закрытие будущего черной пеленой безнадежности, или же охота бегства от существующей  ситуации  в  более благоприятную общественную среду (174).

А. Кемпински, описывая выгодные аспекты болезни, подчеркивает,  что роль больного в определенных ситуациях может считаться общественно выгодной, так как освобождает от многих трудных общественных  обязанностей, изменяет систему отношений со стороны окружающих к больному, а также «факт существующего  заболевания неоднократно охраняет пациента перед сознанием жизненной катастрофы,  например  в случаях провала в вузе, когда нужно возвращаться в свою деревню, в случаях стародевичества и т.д.».

Однако он же указывает на то, что человек с момента  рождения и до самой смерти должен развиваться и развитие это состоит в  возникновении  все  новых и новых морфологических и функциональных форм. «Человек может постоянно  создавать  новые  формы своей  активности;  конструкция его нервной системы так богата, что никогда он не будет в состоянии использовать существующие в нем возможности» (174). И невроз в этом плане он более  склонен рассматривать  как реакцию на задержку в развитии, а не следствие диссоциации между ожидаемым развитием и фактической его остановкой.