1. ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

.

1. ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Под наблюдением в социологии подразумевают пря­мую регистрацию событий очевидцем.1

В широком смысле любое научное знание начинается с наблюдения — непосредственного восприятия живой действительности. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других — пользуемся данными наблюдений иных лиц.

1 В ряде других наук, например в экономической статистике или демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру (опрос, визуальное наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по до­мам). Также особо следует рассматривать метод наблюдения в рамках этнометодологии — глубокого изучения социальных субъектов в их обы­денной жизни. Во всех этих случаях наблюдение как бы противопостав­ляется методу косвенного знания по литературным источникам.

 

В отличие от обыденного научное наблюдение отли­чается тем, что (а) оно подчинено ясной исследовательс­кой цели и четко сформулированным задачам; (б) на­блюдение планируется по заранее обдуманной процеду­ре; (в) все данные наблюдения фиксируются в протоко­лах или дневниках по определенной системе; (г) инфор­мация, полученная путем наблюдения, должна подда­ваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Классификация наблюдений производится по раз­личным основаниям.

По степени формализованности выделяют неконтро­лируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) на­блюдения. В первом исследователь пользуется лишь об­щим принципиальным планом, во втором — регистри­рует события по детально разработанной процедуре.

В зависимости от положения наблюдателя различа­ют соучаствующее (или включенное) и простое наблю­дения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри". В простом наблюдении он регистрирует события "со стороны". В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои дей­ствия.2 Одна из модификаций включенного наблюде­ния — так называемое стимулирующее или "наблюдаю­щее участие", в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, что­бы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуа­ции "непросматриваемые".3

2 Л, А. Петровская выделяет скрытое наблюдение в особую под­группу [141. С. 60—611.

3 Этот вид наблюдения особо подчеркивает болгарский социолог С. Михайлов, справедливо считая, что важная конструктивная роль должна принадлежать стимулирующему наблюдению, характеризующе­му активную социальную позицию социолога [173. С. 245—247]. В то же время социальные психологи применяют метод наблюдения экспе­риментальных ситуаций, в которых наблюдатель провоцирует опреде­ленные действия, например, фиксирует, как ведут себя пассажиры в си­туации, где предполагается уступить место инвалиду, пожилому челове­ку и т, п.

 

В варианте "наблюдающего участия", разработан­ном А. Н. Алексеевым, наблюдение напоминает натур­ный эксперимент, в котором исследователь вводит экс­периментальные факторы изнутри самой ситуации и нередко импровизирует в зависимости от развития со­бытий [2. Кн.1. С.16].

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабо­раторные (в экспериментальной ситуации).

Процедура любого наблюдения складывается из от­ветов на вопросы: "Что наблюдать?", "Как наблюдать?" и "Как вести записи?".

 

.