Глава VI. КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ В. Семенова - 1. Особенности методологии качественного исследования

.

Глава VI. КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ В. Семенова - 1. Особенности методологии качественного исследования

Описанные в предыдущих главах приемы шкалиро­вания, сбора данных и их анализа относятся к так назы­ваемым "жестким" методам. Их теоретико-методологи­ческая основа — представление об обществе как систем­но-организованной целостности и предположение о спо­собности научного знания рационально упорядочить и логически объяснить объективную реальность, постро­ить достаточно стройную теорию этой целостности. К середине 60-х гг. в западной социологии использование "жестких" количественных методов достигло своего апо­гея. По некоторым подсчетам, до 90% публикаций в ве­дущих социологических журналах опирались на коли­чественные методы анализа [361].

К сегодняшнему дню ситуация в мировой да и в отечественной социологии изменилась.

Количественные методы были подвергнуты критике прежде всего из методологических соображений. Социо­логи разочаровались в способности макросоциологичес-ких теорий должным образом объяснить "человечес­кую сущность" социальных явлений и процессов.

Для современной социологии настал период гума­низации, переориентации от рационального познания глобальных проблем к познанию и пониманию локаль­ных сообщностей, специфики меньшинств и каждоднев­ной социальной практики людей; от макро- к микро­анализу социальных явлений.

В классической социологии, как уже говорилось в главе I, жизнь индивидов — это проявления надындиви­дуальных и от них не зависящих общесоциальных зако­нов. Индивид рассматривается как представитель соци­ального типа. Если же мы хотим понять социальный мир человека, восприятие им внешней реальности и мир его самосознания, то здесь недостаточно рациональ­ного языка категорий и абстракций. Необходимо приб­лизиться к адекватному пониманию смыслов, которые человек вкладывает в различные суждения и действия. Кроме того, поступки человека далеко не всегда адекват­но осознаются им самим. Чтобы уяснить их глубинный смысл надо приложить немало усилий для расшифров­ки внешне наблюдаемых действий и высказываний и для интерпретации их в социологических понятиях. Рационализация представлений о человеческом поведе­нии так же требует определенных теорий, в рамках ко­торых эти действия могут быть объяснимы.

Другими словами, еслиоличественная социология преимущественно направлена на изучение проблем со­циального взаимодействия между структурами, соци­альными институтами и организациями (например, ме­дицина и система образования как социальные институ­ты: каковы их функции и отношения между ними в данном обществе), то качественная социология занима­ется субъективным аспектом реальной практики этих отношений: что значит в данном обществе "быть вра­чом" или "быть учителем" и какова практика отноше­ний "врача" и "учителя" в реальности. Для познания первого ряда проблем необходимо социальное знание, основанное на описании и объяснении обобщенных дан­ных; для познания опыта, переживаний, чувств конкрет­ных людей, их практики — второго ряда проблем — необходимо знание, основанное преимущественно на по­нимании и интерпретации.

.

ий для расшифров­ки внешне наблюдаемых действий и высказываний и для интерпретации их в социологических понятиях. Рационализация представлений о человеческом поведе­нии так же требует определенных теорий, в рамках ко­торых эти действия могут быть объяснимы.

Другими словами, еслиоличественная социология преимущественно направлена на изучение проблем со­циального взаимодействия между структурами, соци­альными институтами и организациями (например, ме­дицина и система образования как социальные институ­ты: каковы их функции и отношения между ними в данном обществе), то качественная социология занима­ется субъективным аспектом реальной практики этих отношений: что значит в данном обществе "быть вра­чом" или "быть учителем" и какова практика отноше­ний "врача" и "учителя" в реальности. Для познания первого ряда проблем необходимо социальное знание, основанное на описании и объяснении обобщенных дан­ных; для познания опыта, переживаний, чувств конкрет­ных людей, их практики — второго ряда проблем — необходимо знание, основанное преимущественно на по­нимании и интерпретации.

.