Глава II. ЧЕЛОВЕК. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ
.Глава II. ЧЕЛОВЕК. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ
Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке. Позитивизм был крайним выражением стремления не только постигнуть мир внешним путем, уходящим как можно дальше от внутреннего человека, но и самого человека поставить в ряд внешних вещей мира. Но, поистине, философия, которая силится отрицать исключительное значение человека в мире и отвергнуть человека как исключительный источник познания тайны и смысла мира, страдает внутренним противоречием и истребляющим ее пороком. Философствующий человек не может не утверждать исключительного значения человека для всякой философии, не может не исходить из этого исключительного самосознания. Акт исключительного самосознания человеком своего значения предшествует всякому философскому познанию. Это исключительное самосознание человека не может быть одной из истин философского познания мира, оно как абсолютное a priori предшествует всякому философскому познанию мира, которое только через это самосознание и делается возможным. Если человек будет сознавать себя одной из внешних, объективированных вещей мира, то он не может быть активным познающим субъектом, для него невозможна философия. Антропология или, точнее, антропологическое сознание предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию. Само сознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать. Кто философски познает мир, тот должен превышать все вещи мира, тот не может быть одной из вещей мира в ряду других, тот сам должен быть миром. Перед дробной частью вселенной не могла бы стать дерзкая задача постигнуть вселенную, не возникла бы проблема познания, проблема философии. Сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь для того, кто сам есть вселенная, кто в силах противостоять вселенной как равный, как способный включить ее в себя. Познание человека покоится на предположении, что человек – космичен по своей природе, что он – центр бытия. Человек как замкнутое индивидуальное существо не имел бы путей к познанию вселенной. Такое существо не превысило бы отдельных вещей мира, не преодолело бы частных состояний. Антропологический путь – единственный путь познания вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самосознание. Лишь в самосознании и самочувствии человека открываются божественные тайны. Философы, в сущности, всегда принимали это, то сознательно, то бессознательно.
Но бывали уклонения от исключительного самосознания человека
в две разные стороны. То как бы ниже, то как бы выше себя пытался
философствовать человек – в зависимости от того, какие частные свои состояния и
силы он клал в основу философствования. Эмпиризм и позитивизм делают основой
философствования частные и низшие сферы ощущений и внешнего опыта, дробя дух
человека. Рационализм и критицизм делают основой философствования тоже частные,
хотя и более высокие сферы категорий разума, по-иному дробя дух человека и
пытаясь сделать познание нечеловеческим. Но и эмпирики, и позитивисты, и
рационалисты, и критицисты – все по-своему и частично исходят из предположения,
что в человеке должны быть исключительные источники для познания мира. В конце
концов, и самый крайний сенсуалист должен признать в ощущениях человека его
микрокосмическую природу. И самый крайний рационалист типа когенского должен
признать в категориях макроантропическую природу бытия. Человек – малая
вселенная, микрокосм – вот основная истина познания человека и основная истина,
предполагаемая самой возможностью познания. Вселенная может входить в человека,
им ассимилироваться, им познаваться и постигаться потому только, что в человеке
есть весь состав вселенной, все ее силы и качества, что человек – не дробная
часть вселенной, а цельная малая вселенная. Познавательный эндосмос и экзосмос
возможен лишь между микрокосмом и макрокосмом. Человек познавательно проникает
в смысл вселенной как в большого человека, как в макроантропос. Вселенная
входит в человека, поддается его творческому усилию как малой вселенной, как
микрокосму [
Человек – точка пересечения двух миров. Об этом
свидетельствует двойственность человеческого самосознания, проходящая через всю
его историю. Человек сознает себя принадлежащим к двум мирам, природа его
двоится, и в сознании его побеждает то одна природа, то другая. И человек с
равной силой обосновывает самые противоположные самосознания, одинаково
оправдывает их фактами своей природы. Человек сознает свое величие и мощь и
свое ничтожество и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую
зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной
необходимости. Почти с равным правом можно говорить о божественном происхождении
человека и о его происхождении от низших форм органической жизни природы. Почти
с равной силой аргументации защищают философы первородную свободу человека и
совершенный детерминизм, вводящий человека в роковую цепь природной
необходимости. Человек – одно из явлений этого мира, одна из вещей в природном
круговороте вещей; и человек выходит из этого мира как образ и подобие
абсолютного бытия и превышает все вещи порядка природы. Странное существо –
двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо
свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с
ничтожеством, вечное с тленным. Все глубокие люди это чувствовали. Паскаль, у
которого было гениальное чувство антиномичности религиозной жизни, понимал, что
все христианство связано с этой двойственностью человеческой природы.
"Nuile autre religion que la chrétienne n'a connu que l'homme est
la plus excellente créature et en même temps la plus
misérable" [
Почти непостижимо, как дробная часть природы, во всем
зависящая от ее неотвратимого круговорота, осмелилась восстать против природы и
предъявить свои права на иное происхождение и иное назначение. Высшее
самосознание человека необъяснимо из природного мира и остается тайной для
этого мира. Природный мир не в силах был бы перерасти себя в высшем
самосознании человека – в природных силах "мира сего" не заложено
никакой возможности такого самосознания. Из низшего высшее не могло родиться.
Человек предъявляет оправдательные документы своего аристократического
происхождения. Человек не только от мира сего, но и от мира иного, не только от
необходимости, но и от свободы, не только от природы, но и от Бога. Человек
может познавать себя как необходимую часть природы и может быть подавлен этим
познанием. Но познание себя частью природного мира есть вторичный фактор
человеческого сознания – первично дан себе человек и переживает себя человек
как факт внеприродный, внемирный. Человек глубже и первичнее своего психологического
и биологического. Человек, всечеловек, носитель абсолютной человечности,
пришедший в сознание после обморока своего в природном мире, после падения
своего в природную необходимость, сознает свою бесконечную природу, которая не
может быть удовлетворена и насыщена временными осуществлениями. И все тленно в
жизни человека, все отрицает вечность. Двойственность человеческой природы так
разительна, что с силой учат о человеке натуралисты и позитивисты и с не
меньшей силой учат о нем супранатуралисты и мистики. Факт бытия человека и факт
его самосознания есть могучее и единственное опровержение той кажущейся истины,
что природный мир – единственный и окончательный. Человек по существу своему
есть уже разрыв в природном мире, он не вмещается в нем. Ученые рационалисты
принуждены с недоумением остановиться перед фактом самосознания Христа, перед
необъяснимостью этого божественного самосознания. Так же должны остановиться
ученые рационалисты и перед фактом самосознания человека, ибо самосознание это
трансцендентно природному миру и не объяснимо из него. Есть глубокая и
многозначительная аналогия между самосознанием Христа и самосознанием человека.
Только откровение о Христе дает ключ к раскрытию тайны человеческого
самосознания. Высшее самосознание человека есть абсолютный предел для всякого
научного познания. Наука с полным правом познает человека лишь как часть
природного мира и упирается в двойственность человеческого самосознания как
свой предел. Но и философия высшего самосознания человека возможна лишь тогда,
если она сознательно "ориентирована" на факте религиозного откровения
о человеке. Это религиозное откровение антропологическая философия берет как
свою свободную интуицию, а не как авторитет догмата. Антропологическая
философия имеет дело не с фактом человека как объекта научного познания
(биологического, психологического или социологического), а с фактом человека
как субъекта высшего самосознания, с фактом внеприродным и внемирным. Поэтому
философия эта опознает природу человека как образа и подобия абсолютного бытия,
как микрокосма, как верховного центра бытия и проливает свет на таинственную
двойственность природы человека. Философская антропология ни в каком смысле и
ни в какой степени не зависит от антропологии научной, ибо человек для нее не
природный объект, а сверхприродный субъект. Философская антропология целиком
покоится на высшем, прорывающемся за грани природного мира самосознании
человека. Официальная рациональная философия, философия, признанная
общеобязательной, никогда не раскрывала подлинной антропологии – учения о
человеке как микрокосме. Эта философия была в большей или меньшей степени
подавлена зависимым положением человека в природном мире. Самое большее, что
можно извлечь из официально признанной философии, – это боязливо-скромное учение
о человеке Германа Лотце в его "Микрокосме". У питавшегося мистиками
Шеллинга философская антропология была подавлена натурфилософией [
Только в мистической и оккультной философии, которой
философы официальные и общеобязательные все еще не хотят знать, раскрывалось
истинное учение о человеке как микрокосме, посвящался человек в тайну о самом
себе. В мистике освобождается человек от подавленности природным миром. Самая
сильная сторона большей части оккультных учений – это учение о комичности
человека, это познание большого человека. Только мистики хорошо понимали, что
все происходящее в человеке имеет мировое значение и отпечатлевается на
космосе. Знали они, что душевные стихии человека – космичны, что в человеке
можно открыть все наслоения мира, весь состав мира. Мистика всегда была глубоко
противоположна тому психологизму, который видит в человеке замкнутое
индивидуальное существо, дробную часть мира. Человек не дробная часть
вселенной, не осколок ее, а целая малая вселенная, включающая в себя все
качества вселенной большой, отпечатлевающаяся на ней и на себе ее
отпечатлевающая. Психология мистиков – всегда космическая. Например, гнев для
нее не только стихия человеческой души, но и стихия космоса [
В Каббале самосознание человека достигает вершины. В обычном
христианском сознании истина о человеке-микрокосме задавлена чувством греха и
падения человека. В официальном христианском сознании антропология все еще
остается ветхозаветно-библейской. В основной книге Каббалы. "Зохаре"
и у Беме в "Mysterium magnum" (толковании на первую книгу Моисея)
снимаются с библии оковы ограниченности и подавленности ветхого сознания
человечества и приоткрывается истина о космическом человеке. Каббала учит о
Небесном Адаме. "Человек, – говорится в Sohar'e, – есть разом и итог и
высшая точка творения. Поэтому он сотворен в седьмой день. Как только появился
человек, все было закончено, и мир высший и мир низший, потому что все
заключено в человеке, он соединяет все формы" [
Гениальные, превышающие время антропологические прозрения
открываются у величайшего из мистиков-гностиков всех времен – Якова Беме. Для
Беме антропология неразрывно связана с христологией. Учение об Адаме неотрывно
от учения о Христе. Беме гениально-дерзновенно сближает Христа и Адама.
Перво-Адам Беме есть тот же Небесный Адам Каббалы. И Христос – Абсолютный
Человек, Небесный Адам. Вся антропология Беме связана с его учением об
андрогине, к которому не раз будем возвращаться. Вся потрясающая натурфилософия
Беме, хотя и не до конца понятная нам, предполагает, что человек – микрокосм и
что все свершающееся в человеке свершается в космосе. Душа и природа – едины.
Беме должен войти в нашу духовную жизнь как вечный элемент, ибо никогда еще
гнозис человеческий не подымался до более сверхчеловеческих высот. "Я не
нуждаюсь ни в ваших приемах и способах, ни в ваших формулах, ибо не от вас
научился я этому: у меня есть другой учитель – и учитель этот вся Природа. Не
от человека или через человека, а у свечой Природы учился я своей философии,
астрологии и богословию" [
Возрождение непонятой и забытой мистики Я.Беме произошло в
XIX веке через Фр.Баадера. Баадер в существенном идет за Беме, но есть в нем и
свое. У Беме – исключительный перевес натурфилософии; у Баадера есть философия
истории и социальная философия. Философия истории связана у него с церковью.
Нам сейчас интересна антропология Баадера [
Великие мистические учения о человеке в наше время
осознаются и возрождаются в слишком наукообразной форме Р.Штейнером,
основателем антропософического общества. И Штейнер раскрывает микрокосмическую
природу человека, видит в человеке наслоения всех планов бытия, всех
планетарных эволюций. В человеке есть физическое тело, общее у него с
минералами, и эфирное, общее с растениями, и тело астральное, общее с животными
[
В то время как в официальной философии с Декарта
торжествовало механическое понимание природы и не смогли философы, за редкими
исключениями, победить призрак мертвого механизма природы, для мистической
философии природа всегда оставалась живой, живым организмом. Живой была природа
для Парацельса, для Я.Беме и для натурфилософов Возрождения. Наука послушно
приспособляется к механизму природы, но философия должна прозреть за ним
организм. Само давящее омертвение природы, отрицать которое нет возможности,
должно быть понято из ложно направленной свободы живого. Мертвящий механизм
необходимости начался от грешной, падшей свободы живых существ. Природа –
органическая иерархия живых существ. Сама материальность природы есть лишь
воплощение, объективация живых существ, духов разных иерархических ступеней. Но
та материальность, которую отлично исследует наука, есть не только воплощение
живого духа, она есть также отяжеление, сковывание и порабощение духа, на ней
лежит роковая печать падения, погружения в низшие сферы. Человек – микрокосм,
высшая, царственная ступень иерархии природы как живого организма.
Человек-микрокосм ответствен за весь строй природы, и то, что в нем
совершается, отпечатлевается на всей природе. Человек живит, духотворит природу
своей творческой свободой и мертвит, сковывает ее своим рабством и падением в
материальную необходимость. Падение высшего иерархического центра природы
влечет за собой падение всей природы, всех низших ее ступеней. Вся тварь
стенает и плачет и ждет своего освобождения. Омертвение природы и та дурная ее
материализация, в силу которой все существа мира попали во власть необходимости
и не находят выхода из состояния ограниченности, все пошло от падения человека,
от дурного перемещения иерархического центра природы. Степень ответственности
за то состояние, в котором находится омертвевшая природа, зависит от степени
свободы и иерархического места в космосе. Всего более ответствен человек, и
всего менее ответственны камни. Царь ответственнее, чем последний из его
подданных. Падение человека и последовавшая за ним утеря царственной свободы и
погружение в низшие сферы необходимости лишили человека его места в природе и
поставили его в рабскую зависимость от низших сфер природной иерархии. Человек,
омертвивший и механизировавший природу своим падением и порабощением, встретил
отовсюду сопротивление этого мертвого механизма природы и попал в неволю к
природной необходимости. Камни, растения и животные овладевают человеком и как
бы мстят ему за собственную неволю. Сопротивление и власть мертвенно-окаменелых
частей природы, окончательно погруженных в материальную необходимость низших
ступеней природной иерархии, есть источник горя и нужды человека, сверженного
царя природы. В человека проникает трупный яд окончательно омертвевших ступеней
природы и мертвит человека, принуждает его разделить судьбу камня, пыли и
грязи. Человек становится частью природного мира, одним из явлений природы,
подчиненным природной необходимости. "Мир сей", мир природной
необходимости пал от падения человека, и человек должен отречься от соблазнов
"мира сего", преодолеть "мир", чтобы вернуть себе
царственное положение в мире. Человек должен освободиться от низших ступеней
природной иерархии, должен стыдиться своей рабской зависимости от того, что
ниже его и что должно от него зависеть. Природа должна быть очеловечена,
освобождена, оживлена и одухотворена человеком. Только человек может
расколдовать и оживить природу, так как он сковал и омертвил ее. Судьба
человека зависит от судьбы природы, судьбы космоса, и он не может себя отделить
от него. Человек должен вернуть камню его душу, раскрыть живое существо камня,
чтобы освободиться от его каменной, давящей власти. Омертвевший камень тяжелым
пластом лежит в человеке, и нет иного пути избавления от него, кроме
освобождения камня. Всем материальным своим составом человек прикован к материальности
природы и разделяет судьбу ее. И падший человек остается микрокосмом и
заключает в себе все ступени и все силы мира. Пал не отдельный человек, а
всечеловек, Перво-Адам, и подняться может не отдельный человек, а всечеловек.
Всечеловек неотделим от космоса и его судьбы. Освобождение и творческий подъем
всечеловека есть освобождение и творческий подъем космоса. Судьба микрокосма и
макрокосма нераздельны, вместе они падают и подымаются. Состояние одного
отпечатлевается на другом, взаимно они проникают друг в друга. Человек не может
просто уйти от космоса, он может лишь изменить и преобразить его. Космос
разделяет судьбу человека, и потому человек разделяет судьбу космоса. И только
человек, занявший место в космосе, уготовленное ему Творцом, в силах преобразить
космос в новое небо и новую землю. Великий мистик православного Востока св.
Симеон Новый Богослов красиво говорит: "Все твари, когда увидели, что Адам
изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, ни луна, и прочие звезды не
хотели показываться ему; источники не хотели источать воду, и реки продолжать
течение свое; воздух думал не дуть более, чтобы не давать дышать Адаму,
согрешившему; звери и все животные земные, когда увидели, что он обнажился от
первой славы, стали презирать его, и все тотчас готовы были напасть на него;
небо устремлялось было пасть на него, и земля не хотела носить его более. Но
Бог, сотворивший всяческое и человека создавший – что сделал?.. Он сдержал все
эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас
устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему
и, сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем,
чтоб, когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и
бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась
от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы
духовною" [
Восстановление человека в его достоинстве могло совершиться
лишь через явление в мир абсолютного человека – Сына Божьего, через
боговоплощение. Человек не только выше всех иерархических ступеней природы – он
выше ангелов. Ибо ангелы – лишь оправа Божьей славы. Природа ангелов –
статическая. Человек – динамичен. Человеком, а не ангелом стал Сын Божий, и
человек призван к царственной и творческой роли в мире, к продолжению творения.
Человек сотворен по образу и подобию Божьему; зверь – по образу и подобию
ангельскому. Поэтому в мире есть динамически-творческая бого-человеческая
иерархия и нетворческая, статическая ангело-звериная иерархия. Возобладание в
Церкви статики над динамикой, омертвение в ней творческого духа и есть
результат возобладания в ее духовном строе иерархии ангело-звериной над
иерархией бого-человеческой. Клерикализм и есть господство ангельского начала в
мире вместо начала человеческого. Последствие его – озверение человека. В католической
церкви не было богочеловечества. Священство – ангельской, а не человеческой
природы и потому не может быть творчески-активным в мире; священство – лишь
медиум божественного. Когда в центре вселенской иерархии хотят поместить ангела
вместо человека, папу, епископа, священника – вместо человека, тогда статика
побеждает динамику и человечество легко впадает в зверство. Ибо зверь подобен
ангелу, человек же подобен Богу. И мир звериный должен стать оправой славы
человека, как мир ангельский – оправа Божьей славы. Нарушение иерархического
места человека в мире всегда порождает зло и рабство. Ангел не есть высшая
иерархическая ступень космоса – такой высшей ступенью является лишь
человек-творец, подобный Творцу-Богу. Ангелы – иерархическое окружение божественного
организма и хранители человека как медиумы божественной энергии. Ангел,
пожелавший стать царем космоса, стал диаволом. Беме говорит: "Denn Lucifer
ging aus der Ruhe seiner Hierarhie aus, in die ewige Unruhe" [
Натуралистический антропоцентризм не выдерживает критики и
не может быть восстановлен. Коперник и Дарвин, по-видимому, окончательно его
сокрушили и сделали идею центральности человека неприемлемой для научного
сознания. Замкнутое небо мира средневекового и мира античного разомкнулось, и
открылась бесконечность миров, в которой потерялся человек с его притязаниями
быть центром вселенной. Коперник показал, что земля не есть центр космоса и что
не вокруг нее вращаются миры. Земля – одна из планет, место ее очень скромное.
Дарвин показал, что человек не есть абсолютный центр этой скромной планеты
земли: он – одна из форм органической жизни на земле, той же природы, что и
другие формы, один из моментов эволюции. Так принудила наука землю и человека к
скромности, понизила их природное самочувствие. В природном мире человек не
занимает исключительного положения. Он входит в круговорот природы как одно из
ее явлений, одна из ее вещей, он – дробная, бесконечно малая часть вселенной.
Теперь, когда смотрит человек ночью на звездное небо, он чувствует себя
потерянным в этой бесконечности миров, раздавленным этой дурной бесконечностью.
Огромные стихии природного мира, всюду возрастающие в плохую бесконечность, –
дурная множественность солнечных миров и дурная множественность
микроорганизмов, или, по новейшим гипотезам, супра-миров и инфра-миров, лишают
человека его царственного и исключительного самосознания. Как исключительно
природное существо, человек – не центр вселенной и не царь вселенной, он один
из многих и принужден бороться за свое положение с бесконечно многими
существами и силами, тоже претендующими на возвышение. Но крушение
натуралистического антропоцентризма, наивно прикреплявшего значение человека к
природному миру, не есть еще гибель высшего самосознания человека как
микрокосма, как центра и царя вселенной. Гибнет лишь детская наука Библии,
наивная библейская астрономия, геология и биология, но остается в силе
религиозная библейская истина о человеке. Человек претендует на несоизмеримо
большее, чем то самосознание, которое в силах дать ему натуралистический
антропоцентризм. И смешны для нас притязания средневековых людей скрепить свое
значение с наивной наукой детства человеческого. Бесконечный дух человека
претендует на абсолютный, сверхприродный антропоцентризм, он сознаем себя
абсолютным центром не данной замкнутой планетной системы, а всего бытия, всех
планов бытия, всех миров. Человек не только природное существо, но и
сверхприродное существо, существо божественного происхождения и божественного
предназначения, существо, хотя и живущее в "мире сем", но "не от
мира сего". Этот абсолютный антропоцентризм, побеждающий дурную
бесконечность звездного неба пребывающей в человеке вечностью, не может быть
сокрушен никакой наукой, как не может быть никакой наукой обоснован – он вне
досягаемости науки. Что может сказать об этом наука Коперника, Лайелля и
Дарвина, которая вся есть лишь приспособление к данному ограниченному состоянию
природного мира? Само это ограниченное состояние природного мира, столь
экономически описываемое Коперником, Лайеллем и Дарвином, порождено падением
человека, перемещением иерархического центра вселенной. Приниженное положение,
которое занял человек в данном состоянии природного мира и данной планетной
системе, ничего не говорит против его центрального положения в бытии, против
той абсолютной истины, что человек есть точка пересечения всех планов бытия. И
земля пала вместе с человеком, вошла в круговорот природной необходимости. Но
метафизический смысл земли раскрывается не астрономией и не геологией, а
антропологической философией, философией мистической, а не научной. Что
ценность и значение земли и человека превышают весь природный мир, истина эта и
должна быть скрыта для науки, приспособленной лишь к мировой данности и
необходимости. Истина эта есть прорыв за пределы и грани к миру иному. В
мистических учениях кроется истина о связях человека с иными планами бытия,
иными планетными системами (не в природно-астрономическом, а в
сверхприродно-астрологическом смысле слова), истина, сокрытая для официальной
науки и официальной философии [
Великий знак унижения человека виден в том, что человек свет
получает от солнца и что жизнь его вращается вокруг солнца. То, что солнце
извне светит человеку, есть вечное напоминание о том, что люди, как и все вещи
мира, сами по себе находятся в вечной тьме, лишены внутреннего излучения света.
Солнце должно быть в человеке – центре космоса, сам человек должен был бы быть
солнцем мира, вокруг которого все вращается. Логос – Солнце в самом человеке
должен светить. А солнце вне человека, и человек во тьме. Свет жизни в
природном мире зависит от внешнего и далекого источника. Померкнет солнце, и
все существа и все предметы природного мира будут повергнуты в беспросветную
тьму, жизнь прекратится, так как нельзя жить без света. И магическое действие
белых ночей, и необычную красоту их можно объяснить тем, что в беглые ночи не
видно внешнего источника света (солнца, луны, лампы, свечи), что все предметы
светятся как бы изнутри, из себя. Белые ночи романтически напоминают о
нормальном внутреннем свете всех существ и вещей мира. Центральное положение
солнца вне человека и зависимость от его света есть унижение человека.
Предмирное падение человека было перемещением его как иерархического центра. В
природном мире, в метафизическом образовании нашей планетной системы это
отозвалось тем, что солнце переместилось изнутри вовне. Человек пал, и солнце
ушло из него. Земля с живущим на ней человеком стала вращаться вокруг солнца, в
то время как весь мир должен был бы вращаться вокруг человека и его земли и через
человека получать свет, через живущий внутри его Логос. Утеряв свою
солнечность, человек впал в солнцепоклонство и огнепоклонство, сделал себе бога
из внешнего солнца. Апокалиптический образ Жены, облеченной в Солнце, и есть
образ возвращения Солнца внутрь человека. Восстанавливается правильный
иерархический строй космоса. Ангелус Силезиус говорит: "Ich selbst muss
Sonne sein, ich muss mit meinen Strahlen dass farbenlose Meer der ganzen
gottheit malen" [
Истинная антропология может быть обоснована лишь на
откровении о Христе. Мировой факт явления Христа – основной факт антропологии.
Лишь после Христа возможно высшее антропологическое сознание. Лишь в Христе и
через Христа совершился мировой акт божественного самосознания человека. Лишь
богоусыновление человека, совершенное Христом, восстановление Христом
человеческой природы, поврежденной грехом и отпадением, раскрывает тайну о
человеке и его первородстве, тайну лика человеческого. В Христе Бог становится
лицом и человек становится лицом. Беме говорит: "Gott ist keine Person als
nur in Christo" [
Мистическому соотношению Христа-Логоса и мировой, тварной
души должно соответствовать и соотношение человека и природы, антропоса и
космоса. Мистическая символика всегда прозревала в соотношении Логоса и души
мира соотношение мужского и женского. Та же символика мужского и женского может
быть раскрыта в соотношении человека и природы. Мужское – солнечное; женское –
лунное. Женское светится лишь отраженным солнечным светом. Через мужское
человек причастен Логосу; через женское – природной душе мира. В одном своем
аспекте Христос-Логос – муж, а не жена – Абсолютный Человек в мужской своей
природе. В другом своем аспекте Христос – андрогин. Возобладавшие женского над
мужским есть возобладание природной стихии мира над Логосом. Мистическому
видению и религиозному сознанию всегда открывалось, что падение человека
сопровождалось подчинением женственной стихии, что падший ангел действовал
через женственную стихию. Христианство всегда учило о падении и слабости человека, о
греховности и немощи человеческой природы. И в то же время христианская
антропология признает абсолютное и царственное значение человека, так как учит
о вочеловечении Бога и обожествлении человека, о взаимопроникновении природы
божественной и природы человеческой. Но по глубочайшим причинам, скрытым в
тайне времен и сроков, христианство не раскрыло полностью того, что должно
дерзнуть назвать христологией человека, т.е. тайны о божественной природе
человека, догмата о человеке, подобного догмату о Христе. Открывалась в
христианстве природа Св.Троицы и природа Христа, и почти не открывалась природа
человека. В святоотеческом христианстве был монофизитский уклон, робость в
раскрытии человеческой природы Христа, а потому и божественной природы
человека, подавленность грехом и жаждой искупления греха. Этот уклон свойствен
всему христианству и не является случайным. И все же в откровении христианском
истина о божественности человека есть лишь обратная сторона истины о
человечности Христа. Христология человека неотделима от христологии Сына
Божьего, самосознание Христа неотделимо от самосознания человека.
Христологическое откровение – антропологическое откровение. Задача религиозного
сознания человечества и есть раскрытие христологического сознания человека.
Только мистики прозревали истину о христологии человека, упреждая времена и
сроки. Человек – микрокосм, ему принадлежит центральное и царственное положение
в мире, потому что природа человека мистически подобна природе абсолютного
Человека-Христа и тем причастна к природе Св.Троицы. Человек – не простая тварь
в ряду других тварей, потому что предвечный и единородный Сын Божий,
равнодостойный Отцу, – не только Абсолютный Бог, но а Абсолютный Человек [
Святоотеческая антропология не раскрыла сколько-нибудь полно
христологической истины о человеке. Религиозная антропология отцов и учителей
Церкви ограничена, она не вмещает творческой тайны человеческой природы.
Антропология эта все еще слишком подавлена сознанием падения человека, она учит
о страстях человека и об избавлении от греха. В сущности, святоотеческая
антропология находится еще в зависимости от ветхой языческой антропологии [Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа