Глава VIII. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛ. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. РОД И ЛИЧНОСТЬ
.Глава VIII. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛ. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. РОД И ЛИЧНОСТЬ
Существенно для нашей эпохи властное чувствование
центральности проблемы пола и глубокая потребность осознания половой стихии.
Пол как бы выявляется, из тайного становится явным. От пола зависит
мироощущение человека. Пол – источник бытия; половая полярность – основа
творения. Чувство бытия, его интенсивность и окраска имеют свой корень в поле.
Все острее начинают сознавать научно, философски и религиозно, что
сексуальность не есть специальная, дифференцированная функция человеческого
существа, что она разлита по всему существу человека, проникает все его клетки
и определяет всю совокупность жизни. Ныне нельзя уже так отделять жизнь пола от
целокупности жизни, нельзя придавать полу лишь значение специальной функции
организма. Пол несоизмеримо шире и глубже того, что мы называем в специфическом
смысле половой функцией. Сама специфическая половая функция есть уже результат
дифференциации какой-то общей прасексуальной жизни. Научно невозможно провести
такую резкую границу между "нормальным" и "естественным" в
поле и "ненормальным" и "противоестественным". Эта граница
проводилась не естественным положением вещей, а обычной социальной моралью, в
которой всегда так много условного. С философской точки зрения должна быть
отброшена категория "естественности" как критерий добра и зла.
"Нормальная" и "естественная" половая функция есть продукт
дифференциации половой жизни, разлитой во всем телесном и духовном существе
человека [
Из того, что человек определяется как мужчина или как
женщина, ясно, что пол есть стихия, разлитая во всем существе человека, а не
дифференцированная его функция. Если пол есть недуг, то недуг органический, а
не функциональный недуг всего организма человека, всей его физики и всей его
метафизики. Пол есть не только точка пересечения двух миров в человеке, но и
точка пересечения человека с космосом, микрокосма с макрокосмом. Человек
скреплен с космосом прежде всего через пол. В поле источник и истинного
соединения человека с космосом и рабской его зависимости. Категории пола –
мужское и женское – категории космические, не только антропологические.
Христианская символика Логоса и души мира, Христа и Его Церкви, говорит о
космической мистике мужского и женского, о космической брачной тайне. Не только
в человеке, но и в космосе есть половое разделение мужского и женского и
половое их соединение. Душа мира – земля – женственна по отношению к Логосу –
светоносному Мужу и жаждет соединения с Логосом, принятия Его внутрь себя.
Земля-невеста ждет Жениха своего Христа. Природа ждет царя своего Человека. В
миропорядке мужское и есть по преимуществу антропологическое, человеческое
начало, женское – начало природное, космическое. Мужчина-человек через женщину
связан с природой, с космосом, вне женского он был бы отрезай от души мира, от
матери-земли. Женщина вне связи с мужским не была бы вполне человеком, в ней
слишком сильна темная природная стихия, безличная и бессознательная. В женской
стихии, отделенной от мужской, нет личности. Мужчина сознает активную задачу
антропоса в отношении к космосу и неизбежность победы над всяким временем и
часом. Женщина – часть космоса, но не микрокосм, она не знает космоса, ибо
космосом считает свое временное состояние, напр., свою неразделенную любовь. Но
мировая дифференциация на мужское и женское не в силах окончательно изничтожить
коренную, исконную бисексуальность, андрогиничность человека, т.е. образ и
подобие Божье в человеке. Ибо поистине не мужчина и не женщина есть образ и
подобие Божье, а лишь андрогин, дева-юноша, целостный бисексуальный человек.
Дифференциация мужского и женского есть последствие космического падения Адама.
Сотворенный по образу и подобию Божьему человек-андрогин распадается, отделяет
от себя природно-женственную стихию, отчуждается от космоса и подпадает рабской
власти женственной природы. И по гениальному учению Я.Беме, София – вечная
девственность человека – отлетает на небо. Женственная же природа становится
безличной и бессильной. Мужское и женское разделяются в человеке-микрокосме и в
мире-макрокосме. Дифференцированный, распавшийся пол становится источником
раздора в мире и мучительно безысходной жажды соединения. И поистине, тайна
всякого раздора и тайна всякого соединения – половая тайна. Искажение образа и
подобия Божьего в человеке было распадением андрогина, муже-женственного
существа. Но это искажение и распадение не могло быть окончательным и полным.
Образ и подобие Божье все же сохранилось в человеке, и в мужчине и в женщине, человек
остался в корне своем существом бисексуальным, андрогиническим. Это с новой
силой начинают сознавать и научно, и философски, и религиозно. Человек погиб бы
безвозвратно, если бы андрогинический образ в нем исчез окончательно. Во все
времена по-разному чувствовалось и сознавалось, что вся сексуальная жизнь
человека есть лишь мучительное и напряженное искание утерянного андрогинизма,
воссоединения мужского и женского в целостное существо. Глубже всех постиг это
Платон в своем "Пире". Издревле чувствовалось и сознавалось также,
что корень грехопадения человека связан с полом, что греховной жизни человека,
окованной природной необходимостью, предшествовало падение андрогина,
разделение мужского и женского, искажение образа и подобия Божьего и рабское подчинение
мужского и женского в природно-необходимом влечении. Отделение женской стихии в
праматери Еве и было источником порабощения человека природной необходимости.
Женщина стала коренной, быть может, единственной слабостью мужчины, точкой его
рабского скрепления с природой, ставшей ему до жуткости чуждой. Природное стало
внутренно чуждым мужчине, оставшемуся носителем начала антропологического, и
потому внешне принудительным. Мужчина пытается восстановить свой
андрогинический образ через сексуальное влечение к утерянной женской природе.
Но вся сексуальная жизнь протекает в чуждой природной необходимости. Человек
стал рабом своего сексуального влечения, жертвой своей падшей раздельности.
Древний мир создал фаллический культ, ставший религиозно невозможным в
христианскую эпоху. Но фаллический культ бездонно глубок, и от него не в силах
освободиться и люди христианской эпохи. В фаллическом культе сказалась
напряженно-оргийная жажда воссоединения раздельных полов, мольба о космическом
половом соединении. В нем обоготворяется та точка пола, в которой только и
стало возможным в падшем мире наибольшее касание и соединение мужского и
женского. Через эту точку пола совершается прикосновение к исконной тайне
бытия. В этих точках пола есть наибольшее отчуждение и противоположение, и в
них же соединяющие касания, через которые совершается исступление из границ
мужского и женского. Фаллический культ трагически бессилен, он оставляет
человека рабом, но он глубже современной секуляризированной жизни пола. Есть
просветленное и преображенное переживание фаллического культа во всякой
сексуальной влюбленности. Бездонно глубоко учение Я.Беме об андрогине и о Софии.
"Ты юноша или дева, а Адам был и тем и другим в одном лице" [
В XIX веке Фр.Баадер возрождает учение Беме об андрогине и
Софии. Баадер говорит, что идея андрогина не должна была бы быть чужда
теологам: "Теологи всего менее должны были бы чуждаться понятия
изначальной андрогинности, ибо Мария родила без мужа" [
У Вейнингера в болезненно искаженном виде отражается учение
великих мистиков об андрогине, о женщине и любви. Он философски обосновывает
идею бисексуальности человеческого существа. Он видит в женщине результат
падения человека. Он видит в эротике восстановление целостной, андрогиничной
природы человека. Кризис родового пола в нем достиг последней остроты.
Греховность сексуальной жизни он ощущает с не меньшей силой, чем святые отцы. И
все же в нем нет чего-то существенного, что делало бы его глашатаем великой
истины. Вейнингер оторван от религиозных реальностей и потому говорит о
нереальной женщине. Но женщина не менее реальна, чем мужчина, или мужчина так
же нереален, как и женщина. В учении об эротике он рвется к мистике, эротика искупает
для него грех сексуальности. Женщина – носительница половой стихии в этом мире. У мужчины
пол более дифференцирован и специализирован, у женщины же он разлит по всей
плоти организма, по всему полю души. У мужчины половое влечение требует более безотлагательного
удовлетворения, чем у женщины, но у него большая независимость от пола, чем у
женщины, он менее половое существо. У мужчины есть огромная половая зависимость
от женщины, есть слабость к полу женскому, слабость коренная, быть может, источник
всех его слабостей. И унизительна для человека эта слабость мужчины к женщине.
Но сам по себе мужчина менее сексуален, чем женщина. У женщины нет ничего не
сексуального, она сексуальна в своей силе и в своей слабости, сексуальна даже в
слабости сексуального стремления. Женщина является космической, мировой
носительницей сексуальной стихии, стихийного в поле. Природно-родовая стихия
пола есть стихия женственная. Власть рода над человеком через женщину
осуществляется. Эта власть вошла в природный мир и овладела им через праматерь
Еву. Ева – природно-родовая женственность. Образование Евы повергло старого
Адама во власть родовой сексуальности, приковало его к природному
"миру", к "миру сему". "Мир" поймал Адама и
владеет им через пол, в точке сексуальности прикован Адам к природной
необходимости. Власть Евы над Адамом стала властью над ним всей природы.
Человек, привязанный к Еве рождающей, стал рабом природы, рабом женственности,
отделенной, отдифференцированной от его андрогинического образа и подобия Божьего.
Отношение мужчины-человека к женственности есть корень его отношения к природе.
От природы, от женственности некуда уйти, тут никакое бегство невозможно.
Избавление возможно лишь через нового Адама, который входит в мир через новую
женственность. Через женщину-Еву началась греховная власть женственной природы
над падшим человеком. Через Деву Марию началось освобождение человека от этой
природной власти, через Деву Марию земля принимает в свое лоно Логос, нового
Адама, Абсолютного Человека. И если падение и порабощение старого Адама,
ветхого человека укрепило в мире царство природно-родового рождения через
сексуальный акт, то новый Адам, новый Человек мог родиться лишь от девы,
зачавшей от Духа. Это новое рождение от девы было мистическим преодолением старого
рождения в природном порядке "мира сего". Вечная женственность как
основа мира иного, освобожденного от греха, не должна рождать от мужчины через
сексуальный акт. Вечная женственность несет с собой избавление от природной
необходимости, ибо природная необходимость владеет человеком лишь через точку
пола рождающего. Религия искупления отрицает род, сексуальный акт и создает
культ вечной женственности, культ Девы, рождающей лишь от Духа [
Жизнь пола в этом мире в корне дефектна и испорчена. Половое
влечение мучит человека безысходной жаждой соединения. Поистине безысходна эта
жажда, и недостижимо соединение в природной половой жизни. Дифференцированный
сексуальный акт, который есть уже результат космического дробления целостного,
андрогинического человека, безысходно трагичен, болезнен, бессмыслен.
Сексуальный акт есть самая высшая и самая напряженная точка касания двух
полярных полов, в нем каждый как бы исходит из себя в другого, исступает из
границ своего пола. Достигается ли в этой точке соединение? Конечно, нет. Уже
одно то говорит против сексуального акта, что он так легко профанируется,
сбивается на разврат, прямо противоположный всякой тайне соединения. Соединение
в сексуальном акте – призрачно, и за это призрачное соединение всегда ждет
расплата. В половом соединении есть призрачная мимолетность, есть тленность. В
исступлении сексуального акта есть задание, неосуществимое в порядке природном,
где все временно и тленно. И это неосуществленное половое соединение есть
перманентная болезнь человеческого рода, источник смертности этого рода.
Мимолетный призрак соединения в сексуальном акте всегда сопровождается
реакцией, ходом назад, разъединением. После сексуального акта разъединенность
еще больше, чем до него. Болезненная отчужденность так часто поражает ждавших
экстаза соединения. Сексуальный акт по мистическому своему смыслу должен был бы
быть вечен, соединение в нем должно было бы бездонно углубляться. Две плоти
должны были слиться в плоть единую, до конца проникнуть друг в друга. Вместо
этого совершается акт призрачного соединения, слишком временного и слишком
поверхностного. Мимолетное соединение покупается еще большим разъединением.
Один шаг вперед сопровождается несколькими шагами назад. Соединение в
сексуальном акте всегда так умеренно. Соединение полов по мистическому своему
смыслу должно быть проникновением каждой клетки одного существа в каждую клетку
другого, слиянием целой плоти с целой плотью, целого духа с целым духом. Вместо
этого совершается дробное, частичное, поверхностное соприкосновение, плоть
остается разделенной от плоти. В самом дифференцированном сексуальном акте есть
уже какая-то дефектность и болезненность. Акт соединения полов должен был бы
быть вечным, не прекращающимся, не сопровождающимся ходом назад и реакцией,
цельным, распространенным на все клетки существа человеческого, глубоким,
бесконечным. Вместо этого сексуальный акт в порядке природы отдает человека во
власть дурной бесконечности полового влечения, не знающего утоления, не
ведающего конца. Источник жизни в этом мире в корне испорчен, он является
источником рабства человека. Сексуальный акт внутренно противоречив и противен
смыслу мира. Природная жизнь пола всегда трагична и враждебна личности.
Личность оказывается игрушкой гения рода, и ирония родового гения вечно
сопровождает сексуальный акт. Об этом можно прочесть у Шопенгауера, у Дарвина [
Христианство как религия искупления отвергает и преодолевает
родовую стихию и родовую необходимость. Человек родовой стихии – ветхий Адам, и
эту ветхую природу должен совлечь с себя тот, кто приобщается к откровению
нового Адама, откровению о личности. Евангельское откровение отвергает родовую
связь людей по плоти и крови, по сексуальному акту, во имя высшей связи по
духу. В Новом Завете открывается выход сознавшей себя личности из рода, из
родовой необходимости. Но выход этот предполагает подвиг преодоления падшего, рабьего
направления полового влечения. Христианская семья, христианское устроение
родового пола есть лишь неизбежный компромисс с миром, лишь послушание
последствиям греха. В этом "христианском" устроении пола, в этом
приспособлении к роду нет еще религиозного откровения тайны пола. Подлинно
глубоким, подлинно религиозным в христианстве остается лишь аскетическое
отрицание половой жизни ветхого Адама. Враги человеку домашние его. В огне,
истреблявшем ветхий пол, у великих подвижников был сдвиг энергии пола в
направление иное, противоположное всякой перспективе рода. Не беспола эта
огненная борьба с ветхим, тленным полом. В самом крайнем, всесожигающем Исааке
Сирианине была преображенная энергия пола. Но новый пол в положительной форме
не раскрывался в религии искупления. Ветхий род, ветхий пол остаются в Ветхом
Завете и в язычестве. Вся природная сексуальная жизнь с ее ограниченными
законами протекает в плоскости ветхозаветной, дохристианской. Все личное в поле
– уже в плоскости Нового Завета, ибо Новый Завет и есть прежде всего откровение
о личности. Утверждение личного, внеродового в жизни пола и есть начало
откровения нового пола. Положительно это раскроется лишь тогда, когда
раскроется природа любви, сущность эротики. Доныне в христианском сознании
всякое положительное утверждение пола было поверхностно и компромиссно.
Глубоким оставалось лишь отрицание пола. В отрицании был огонь, в утверждении
было лишь масло. Христианская половая аскетика была подлинно мистична.
Христианское добродетельное устроение пола – утилитарно-буржуазно. В мировом
новозаветном периоде загоралось сознание новой связи по Духу, связи в свободе,
а не в необходимости. Но как это применить к связи полов, к жизни пола, к
мистическому воссоединению мужского и женского, осталось неясным и нераскрытым.
В глубинах христианства заложена символика пола: христианство открывает мистику
пола в отношении Христа и Его Церкви, Логоса и души мира. И все же мир
христианский остается вне положительного откровения нового пола. Христианство
не может просто убить пол, истребить его без остатка. И, кроме аскетического
отрицания пола, в христианстве есть утверждение старого пола, связи мужа и жены
по роду. В христианстве – или пол совсем отрицается, или оправдывается пол,
рождающий дурную бесконечность, а не вечность. Остаются еще прозрения
христианских мистиков и христианских поэтов. Должно прямо сказать: в эпоху
искупления, эпоху новозаветную новый, творческий пол не открывается. Откровение
нового пола есть откровение творческой мировой эпохи. Христианство утверждает в
поле лишь послушание: или послушание аскетическое, или послушание ветхому полу,
ограниченному законом. В христианстве не было еще положительного откровения
нового пола, преображенного пола, откровения жизни пола вне родовой стихии и
природной необходимости. Не была до конца религиозно сознана задача
преображения пола, преображения, а не убиения пола и не послушания ему. Не
могло быть в дотворческую мировую эпоху сознано, что сама оргийность пола
должна быть преображена, выведена из родового круговорота природы и направлена на
творчество новой жизни, нового мира, а не истреблена. Поистине, всякая
творческая энергия имеет связь с оргийностью пола, всегда исступающей из
границ. Оргийность пола есть положительная творческая энергия, которая может
как подымать человека, так и низводить и порабощать его. Глубоким в
христианстве доныне было лишь огненное отрицание оргийности пола [
Религиозное самосознание личности есть кризис родовой стихии,
начало выхода из рода. Мы живем в эпоху мирового потрясения родового пола. Лишь
теперь начинают выявляться окончательные последствия того надлома в родовой
основе пола, который внесен был христианством. Колеблется ныне натурализм пола,
"естественные" его нормы. Кризис рода – самое мучительное в жизни
нового человечества, в кризисе этом рвется человек к свободе из родовой стихии,
к новому полу. Никогда еще не были так распространены всякие уклоны от
"естественного", рождающего пола, никогда не было такого ощущения и
осознания бисексуальности человека. "Естественные", твердые границы
женского и мужского стушевываются и смешиваются. То, что принято называть
"извращениями" пола, утончается и углубляется. Становится возможной
постановка вопроса о том, естествен ли в высшем смысле этого слова, нормален ли
рождающий, родовой пол с его сексуальным актом? Не есть ли аномалия сам
сексуальный акт? Лишь в нашу переходную эпоху можно серьезно в этом усомниться.
Все органически-родовое находит свой конец в механически-искусственном,
автоматическом. Никогда еще не было сознано окончательно, что религия Христа
обязывает признать "естественную" жизнь пола ненормальной,
"естественный" сексуальный акт – извращением. Христианство
благословляло деторождение лишь как искупление греха, лишь как единственное
оправдание мистической противоестественности и ненормальности рождающей
сексуальной жизни. Христианство в корне, мистически отвергает
"естественные" критерии родового пола. Христианство признает
естественным, нормальным, должным лишь рождение от Духа и связь по Духу. Но
религия искупления, освобождающая от греха родового пола, не открыла еще
нового, преображенного пола. Христианство допускало лишь аскетизм или ветхую
семью как приспособление к последствиям греха. Но глубокое христианское
отрицание рода, осуждение ветхого пола должно было сказаться на протяжении
веков и тысячелетий. Родовой пол был надломлен и поколеблен. Потрясены были
"естественные" нормы и границы пола. Личность восстала для иного
рождения и иной связи. Безысходная тоска пола охватила человека. Трагедия пола
ставит проблему отношения творчества и рождения. Половое влечение есть творческая энергия в человеке. В нем
есть мучительный переизбыток энергии, требующий исхода в мир, в объект. И
несомненна глубокая связь творчества и рождения, их родство и
противоположность. В рождении, в создании новых жизней находит себе выход
творческая энергия пола. В стихии рода, в порядке природной необходимости
половая энергия разряжается в деторождении, творчество подменяется рождением,
бессмертное созидание – смертным созиданием. Существует глубокий антагонизм
между творчеством вечного и рождением временного. Совершенство индивидуальное и
деторождение – обратно пропорциональны. Этому учит биология, учит и мистика.
Творческая мощь индивидуальности умаляется и распадается в деторождении.
Личность распадается в плохой бесконечности рода. Наиболее рождающий – наименее
творящий. Рождение отнимает энергию от творчества. Творческая гениальность
враждебна стихии рода, с трудом совместима с деторождением. В рождающем
сексуальном акте всегда есть порабощение личности и надругательство над
творческими порывами личности. Человек становится рабом своей творческой
половой энергии – бессильный направить ее на творческий половой акт. Женственность
Евы, а не вечная девственность побеждает в жизни пола, род господствует над
личностью. Результаты половой жизни не соответствуют ее творческому заданию. В
природной половой жизни не достигается ни соединение мужа с женой, ни
творчество вечного бытия. Каждый рождающийся должен вновь начать этот
круговорот дурной множественности. В цепи рождений сковывается творческая
энергия. Рождающая половая жизнь и есть главное препятствие наступления
творческой мировой эпохи. Человеческий род, пребывающий в стихии ветхого Адама
и ветхой Евы, бессилен творить, так как тратит свою творческую энергию на
продолжение и устроение рода, на послушание последствиям греха. Воскрешение
умерших предков, к которому призывает Н.Федоров, уже предполагает переход
энергии с рождения детей на воскрешение отцов. Роковая непреодолимость
природной необходимости, неизбежность приспособления к данному порядку мира
сосредоточены в точке рождающего сексуального акта. От этой лишь точки может
начаться мировой сдвиг, мировое освобождение. В поле должно совершиться
изменение направления творческой энергии. Пол рождающий преобразится в пол
творящий. Наступление творческой мировой эпохи знаменует собой изменение
природного порядка, а это изменение начнется прежде всего в точке пола, в точке
прикрепления человека к природной необходимости. В глубине пола творчество
должно победить рождение, личность – род, связь по Духу – природную связь по
плоти и крови. Это может быть лишь выявлением нового, творящего пола,
откровением творческой тайны о человеке как существе половом. Это может быть
также лишь откровением андрогинической, богоподобной природы человека.
Рождающий сексуальный акт, превращающий человека в раба стихийно-женственного
порядка природы, преображается в свободный творческий акт [
Но священная, мистическая идея андрогинизма имеет свое
опасное, карикатурное подобие в гермафродитизме. Вывороченный наизнанку
андрогинизм в "мире сем" принимает форму гермафродитизма. Но всякий
гермафродитизм есть карикатурное уродство, подмена, лжебытие. Откровение о
небесном андрогинизме потому и должно было оставаться эзотерическим, что была
опасность вульгаризации в земном гермафродитизме. Это уже Фр.Баадер глубоко
понимал [Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа