Глава XIII. ТВОРЧЕСТВО И МИСТИКА. ОККУЛЬТИЗМ И МАГИЯ
.Глава XIII. ТВОРЧЕСТВО И МИСТИКА. ОККУЛЬТИЗМ И МАГИЯ
В мистике во все времена раскрывался мир внутреннего
человека и противостоял миру человека внешнего. Мистические откровения
внутреннего человека всегда учили в разных формах о микрокосмичности человека.
Мистический опыт раскрывает внутри человека космос, всю огромную вселенную.
Мистика глубоко противоположна всякому замкнутому, изолированному от
космической жизни индивидуализму, всякому психологизму. Мистическое погружение
в себя есть всегда выход из себя, прорыв за грани. Всякая мистика учит, что
глубь человека – более чем человеческая, что в ней кроется таинственная связь с
Богом и миром. Истинный выход из себя, из своей замкнутости и оторванности
скрывается внутри самого себя, а не вовне, во внутреннем, а не во внешнем. Так
учит всякая мистика. Человек, о котором учит психология, все еще – внешний, а
не внутренний человек. Душевная стихия не есть еще мистическая стихия.
Внутренний человек – духовен, а не душевен. Мистическая стихия – духовная, она
глубже и изначальнее стихии душевной. Исторически мистическими называли и
явления, принадлежащие к астральному плану человека. Мистика не была еще
достаточно отделена от магии. Но в строгом, дифференцированном, абсолютном
смысле слова мистикой можно назвать лишь то, что относится к духовному плану. В
мистике есть духовное дерзновение и почин внутреннего человека, глубочайших
глубин духа. Феномены чисто душевные и астральные не могут быть еще названы
мистическими и, вернее, могут быть названы магическими. Мистика животворит и
духотворит истоки и корни всякой религиозной жизни. Мистика и есть
бытийственная основа всякого религиозного сознания, темный исток религиозной
жизни. Религия переводит в сознание и в быт то, что в мистике непосредственно
переживается и открывается. Догматическое сознание вселенских соборов было лишь
объективированным переводом того, что непосредственно увидалось в мистическом
опыте. И в догматах условным языком рассказывается о мистических встречах. Догматы
мертвеют и вырождаются во внешний авторитет, когда теряются их мистические
истоки, когда они воспринимаются внешним, а не внутренним человеком,
переживаются телесно и душевно, а не духовно. Бытовая, историческая вера есть
вера внешнего человека, не углубившего дух до мистических истоков, это мистика,
выявленная в приспособлении к физическому плану жизни. Это – инволюция в
материю. Бытовая религиозность, бытовой догматизм имеют огромное историческое
значение, воспитывают человека на разных ступенях его развития. Религиозная
жизнь существует и для тех, кто не знает мистических истоков догматов, кто
принимает их внешне-авторитарно. Но исключительное превращение религии во
внешний быт и внешний авторитет есть уже ее вырождение и омертвение. Тогда
необходимо мистическое оживление и одухотворение религии. В христианстве вечно
противоборствуют два начала – внутренно-мистическое и внешне-бытовое,
аристократическое и демократическое, духовное и душевное, интимно-сокровенное и
приспособленное для среднего уровня человечества и средних ступеней
человеческого общения. Всегда должно помнить, что христианство, как мировое и
историческое явление, не только есть абсолютное божественное откровение, но
есть также и приспособление к человечеству, принимающему это откровение в меру
своего духовного роста и восхождения. Христианство – мистика внутреннего
человека и христианство – всемирно-историческое приспособление человека
внешнего, ведомого к высшим целям. Тогда только понятна становится трагическая
двойственность христианства в истории, нерелигиозность его внешней христианской
истории. Про христианство одинаково можно сказать, что оно и самая мистическая
религия в мире и что она – религия совсем не мистическая, а исторически-бытовая
и удивительно приспособленная к среднему уровню людей, к их житейской
трезвости. Христианство мистически шло по линии наибольшего сопротивления, по
линии безумия для разума мира сего. И христианство исторически шло по линии
наименьшего сопротивления, по линии приспособления к разуму и расчету мира
сего, к языческой природе человека, к физическому плану жизни. Эта
двойственность – великий соблазн, и она должна быть осознана и осмыслена. Любой
бытовик-христианин, искренно верующий и не лишенный религиозного опыта,
священник или мирянин, скажет, что в христианстве нет ничего мистического, что
мистика в христианстве всегда была знаком болезненности или еретичества, что
мистиками были гностики и сектанты, а церковь – против мистики. И наряду с
этим, никто не станет отрицать, что величайшие и самые подлинные святые были
мистиками, что глубины церковного сознания мистичны, что Евангелие от Иоанна,
послания Апостола Павла и Апокалипсис – мистические книги, что религия Христа
есть религия мистерии искупления, что есть признанная церковью мистика православная
и мистика католическая. В христианстве есть глубокая, идущая от апостолов
мистическая традиция. Церковь в своем всемирно-историческом делании и
неизбежном приспособлении к уровню человеческому была по преимуществу церковью
Петра, от которого идет преемственность священства. От Петра идет традиция
иудео-христианства [
В нашу эпоху есть не только подлинное возрождение мистики,
но и фальшивая мода на мистику. Отношение к мистике стало слишком легким,
мистика делается достоянием литературщины и легко сбивается на мистификацию.
Быть немного мистиком ныне считается признаком утонченной культурности, как
недавно еще считалось признаком отсталости и варварства. В моде исчезают все
глубины и все различия мистики. Вся сложность мистических устремлений
погашается в общих фразах о мистике. Мистика стала синонимом хаотичности современной
души. Ныне в мистике хотят увидеть возрожденный источник творчества. Но историю
и психологию мистики современные люди очень плохо знают, изучают не по
первоисточникам, а по модернистской литературе и по собственным хаотическим
душевным состояниям (душевным, а не духовным). Поэтому неясно современным
литературным поклонникам мистики, что не всякая мистика может быть источником
свободного творчества, что есть мистика враждебная всякому творчеству. Не
всякой мистике следует подражать. Должно разобраться в мистике и расценить ее.
Современное увлечение мистикой – поверхностно, и не во всех формах можно
приветствовать нахлынувшую мистическую волну. Даже в лучших, наиболее
благородных явлениях мистического возрождения много есть археологии, литературы
и романтической эстетики. Забывают, что во всякой мистике неизбежно
аскетическое очищение. В современной мистике можно разглядеть не только
творческий починен, но и духовную реакцию, духовную пассивность. Ведь
исторически мистика была очень сложным и многообразным явлением. В
установленном нами религиозном смысле этого слова старая мистика, на которую
современная хаотическая душа смотрит с вожделением, не может быть названа
творческой. В мистике было предварение творческой религиозной эпохи, как было и
в других явлениях мировой культуры, но и в мистике нес человек послушание
последствиям греха. И мистика имела временную сторону, как и церковный культ.
Мистика должна стать преображенной жизнью мира. В старой мистике преобладало пантеистическое мирочувствие и
богочувствие. А мистика пантеистическая несет на себе печать подавленности
личности человеческой. Грешный человек жаждет раствориться в Божестве и в
полной отрешенности от всего человеческого и личного погасить грех и его
горестные последствия. Если бытовая религиозность приспособлялась к среднему
уровню греховной природы человека, то пантеистическая мистика совсем отрешалась
от человеческой природы и растворяла человека в божественном бытии. Творческого
напряжения человека нет еще ни в бытовой религиозности, ни в пантеистической
мистике. Пантеистическая мистика не знает самобытной творческой энергии
человека, она не антропологична, для нее индивидуальность человека есть грех и
отпадение и всякое достижение человека есть действие самого Божества в
отрешенности от всего человеческого. В этом типе мистики нет места для
самобытности и единственности человека, нет оправдания множественности бытия.
Эта старая мистика не признавала самости человека как лика божественного и
творчества человека как процесса божественного, она знает лишь Единое
божественное. Это – мистика безобразная и безличная. В мистике была свобода и
внутренний почин, которых не знала бытовая религиозность, но это еще не значит,
что в ней был творческий антропологизм. И в мистике было свое приспособление к
подавленности человека. Но в то время как бытовая религиозность несла бремя
послушания через приспособление к среднему, маленькому человеческому
существованию, мистика несла бремя послушания через отрешение от человеческого
существования, через угашение человека в Боге. Высшего, творческого
человеческого существования нет еще ни там, ни здесь. В опыте мистиков
преобладает тип пассивности, божественной пассивности, в которой утихает и
замирает человеческая природа, до конца отрешается от себя во имя жизни в Боге
[
Необходимо ближе присмотреться к разным типам мистики. И
прежде всего нужно взглянуть на мистику нехристианского Востока, мистику Индии,
которая ныне нахлынула на христианскую Европу. Эта мистика во всех своих формах
отрицает человека, его я и его творчество. Это – мистика единого, враждебная
человеку и отвергающая мистический смысл множественности бытия, которая
принимается западной христианской культурой. Что такое йогизм, какова его
религиозная основа? Для религиозного сознания йога человек есть падение, нет
прибыли в божественной жизни от человека, человек целиком должен перейти в
Божество. Мистика Индии предшествует откровению Ликов Божьих и ликов
человеческих, она погружена в первоначальную, недифференцированную
божественность, в которой не видно еще ни Бога, ни человека. Путем метода
сосредоточивания человек делается обладателем мировой силы (Праны) и может
управлять миром, но он перестает существовать как самость, остается лишь
мировая божественная сила. Вот что говорит Суоми Вивекананда, который
познакомил Европу с философией йоги. "Все силы обобщены в Пране, и кто
овладел Праной – овладел всеми силами природы, духовной и физической. Тот, кто
подчинил себе Прану, подчинил свое собственное сознание и все сознания, какие
существуют. Тот, кто подчинил себе Прану, подчинил свое тело и все тела, какие
существуют, потому что Прана есть обобщенное проявление силы" [
То же отрицание человека и лица есть и в мистике
неоплатонической. Плотин – самый яркий и гениальный выразитель мистики единого.
Множественность и индивидуальность не обладают для него метафизической
реальностью. Человек исчезает в Божестве. Сознание Плотина родственно сознанию
Индии, это та же линия. "Единое, принцип всех вещей, – говорит Плотин, –
совершенно просто" [
Но неоплатоническая метафизика и мистика единого перешла и в
христианскую метафизику и мистику. Так, негативная теология, связанная с
Псевдо-Дионисием Ареопагитом, целиком примыкает к неоплатонической мистике
единого [
Глубокий гений Экхардта впитал в себя неоплатонизм и
негативную теологию и на Западе пришел к мистике родственной духу Индии.
"Там – глубокое молчание, ибо туда не проникает ни одна тварь или образ;
ни одно действие или познанье не достигает там души, и никакого образа не
ведает она там и не знает ни о себе, ни о другой твари" [
Существует официальная церковная мистика Востока и Запада,
мистика православная и мистика католическая. Различием в строе мистического
опыта и объясняется различие в мировых путях православного Востока и
католического Запада. Есть глубокое различие в первоначальном отношении к Богу
и Христу. Для католического Запада Христос объект, Он вне человеческой души, Он
предмет устремленности, объект влюбленности и подражания. Поэтому католический
религиозный опыт есть вытягивание человека ввысь, к Богу. Католическая душа –
готична. В ней холод соединяется со страстностью, с распаленностью.
Католической душе интимно близок конкретный, евангелический образ Христа,
страсти Христовы. Католическая душа страстно влюблена в Христа, подражает
страстям Его, принимает в своем теле стигматы. Католическая мистика насквозь
чувственна, в ней есть томление и мление, для нее чувственное воображение есть
путь. В ней напрягается антропологическая стихия. Католическая душа восклицает:
мой, мой Иисус, мой близкий, мой любимый. В католическом храме, как и в душе
католической, есть холод – точно сам Бог не сходит в храм и в душу. И душа
страстно, томительно рвется вверх, к своему объекту, к предмету любви.
Католическая мистика – романтична, полна романтического томления. Католическая
мистика – голодна, в ней нет насыщенности, она знает не брак, а влюбленность.
Католическое отношение к Богу как объекту, как к предмету устремления создает
внешнюю динамичность католичества. Католический опыт создает культуру, на
которой отпечатлевается влюбленность в Бога, томление по Богу. В католичестве
энергия переливается в пути исторического делания, она не остается внутри, так
как Бог не принимается внутрь сердца – сердце стремится к Богу на путях мировой
динамики. Католический опыт рождает красоту от духовного голода и
неудовлетворенной религиозной страсти [
Для православного Востока Христос – субъект, он внутри
человеческой души, душа принимает Христа внутрь себя, в глубь своего сердца. В
православной мистике невозможна влюбленность в Христа и подражание Ему.
Православный опыт есть распластание перед Богом, а не вытягивание. Храм
православный, как и душа, так противоположен готике. В православии нет ни
холода, ни страсти. В православии – тепло, даже жарко. Для православной мистики
не так близок конкретный, евангельский образ Христа. Православная мистика не
чувственна, чувственность считает "прелестью", отвергает воображение,
как ложный путь. В православии нельзя сказать: мой Иисус, близкий, любимый. В
храм православный и в душу православную нисходит Христос и согревает ее. И нет
в православной мистике томительной страсти. Православие – не романтично, оно
реалистично, трезво. Трезвение и есть мистический путь православия. Православие
– сыто, духовно насыщенно. Мистический православный опыт – брак, а не
влюбленность. Православное отношение к Богу как к субъекту, принимаемому в
глубь своего сердца, внутренняя духовность этого отношения не создает динамики
во вне, все направлено на внутреннее богообщение. Православный мистический опыт
не благоприятствует культуре, не творит красоты. В православном мистическом
опыте есть какая-то немота для внешнего мира, невоплотимость. Православная
энергия не переливается на путь истории. Сытость православного опыта не творит
во вне, человек не напрягается и не вытягивается. В этом различии путей
религиозного опыта скрыта великая тайна. И оба пути – подлинно христианские. Существует официально православная и официально католическая
мистика, но природа мистики сверхконфессиональна. Мистика всегда лежит глубже
конфессиональных церковных распрей и противоположностей. Но типы мистического
опыта могут порождать церковные разделения. Лишь углубление в мистику может
оживить церковную жизнь, противодействовать омертвению видимой церкви. Живые
корни церковной жизни – в мистике. Бытовая церковность остается на поверхности,
на периферии. Церковь, воплощенная в физическом плане истории, всегда
периферична. И в глубь мистики нужно уйти от периферической церковности не
только для оживления религиозной жизни, но и для того, чтобы исследовать
природу той мистики, которая, быть может, должна быть отвергнута. Есть
мистический опыт, который хочет вернуть к состоянию первоначального покоя в
лоне Божьем и отвергает всякое движение, всякую творческую динамику, т.е. самый
смысл мирового божественного развития. Мистика доныне была порождением
отдельных индивидуальностей, она оставалась случайной и скрытой. Ныне настали
времена универсальной, объективной и выявленной мистики. Выявление мистики характерно
для нашего времени. И время налагает обязанность осознать, какая мистика может
быть обращена к творческому будущему. Существуют тысячелетние оккультические традиции – скрытое,
подземное русло в мировой культуре. Отрицать этого не могут даже самые крайние
противники. Но ныне оккультизм делается внешне популярным, вызывает к себе
интерес в широких кругах и подвергается опасности стать модным. Оккультизм, по
всей вероятности, есть и сила, и мода завтрашнего дня. Опасность опошления и
вульгаризации подстерегает и оккультизм. Вырабатывается особый тип
экзотерического эзотеризма. Теософические течения, обращенные к широким массам,
популяризируют оккультные учения, главным образом восточные. Восточный
индийский оккультизм оказался наиболее популярным и приемлемым.
Материалистическая Европа, изменившая вере Христовой, легче всего принимает
восточный спиритуализм и примиряет его со своей наукой. Странно и страшно
сказать, но христианской Европе христианство кажется более чуждым и менее
приемлемым для современного разума, чем буддизм. Но популяризация оккультных
учений имеет огромное симптоматическое значение для нашего времени. Наступают
времена выявления и объективирования скрытых мистических учений. Путь
позитивистический и рационалистический уже пройден современным человеком, уже
обнаружил свои страшные плоды, и человек жаждет вернуться к своим сокровенным
истокам. Возрождение и выявление вечной мистики с ее вечными традициями на
первых шагах своих принимает форму натуралистического эволюционизма. Современный
европейский человек, рационалист и материалист по своему сознанию, одну лишь
эволюционно-натуралистическую теософию в силах примирить со своей наукой и
научностью. И современная теософия принимает ярко эволюционную и
натуралистическую окраску. Навыки научной мысли она переносит на иные планы
бытия. В своей жажде возврата к утерянным мистическим истокам современный
человек не идет на жертву разумом "века сего", не в силах очистить
свое сознание через жертвенное безумие. Свою науку и свой разум признает человек
необходимыми и зрелыми плодами мировой эволюции. И натуралистическая теософия
потакает этому сознанию. Теософия хочет привести современного человека к
мистике и религии без жертвы, без отречения, по направлению наименьшего
сопротивления, путем эволюционным, а не катастрофическим. Теософия хочет
довоспитать и доразвить человека до сознания и чувствования иных планов бытия,
незаметно принудить человека ко включению в обиход своего сознания и своей
жизни иных миров. Теософия боится напугать современного человека, упоенного
духом крайнего самоутверждения и потерявшего способность к жертве и отречению.
Поэтому теософия выработала целый ряд тактических приемов обращения с
современным человеком, и сама превращается в тактический прием. Теософия –
симптоматична и может быть очень полезна. Для многих теософия – путь от
материализма и позитивизма к духовной жизни. Но мистические пути не могут быть
легкими и безжертвенными, не могут льстить данной природе человека и данному
его сознанию. В самом начале христианского религиозного пути есть безумное
отдание себя Христу всего без остатка, вплоть до распятия самой истины,
согласие все получить лишь от Него и через Него. В теософическом течении пока еще мало творческого и есть
даже опасность для всякого творчества. Теософия дает исключительное
преобладание моменту воспитательно-тактическому и обращена назад, к усвоению
древней мудрости, забытой современным человеком. В восточной теософии есть
что-то враждебное христианскому закалу личности, в ней нет откровения о личности,
о "я", откровения индивидуального и множественного бытия. Здесь речь
идет не о существе оккультизма, а лишь о внешних, популярных, экзотерических
его проявлениях. В оккультных учениях всегда остро ставился антропологический
вопрос. Но господствующее оккультическое и теософическое сознание учит о
складном человеке, состоящем из ряда наслоений, из осколков планетарных
эволюций. В этом складном человеке трудно узнать цельный и неповторимый лик
человека-творца – образа и подобия Бога-Творца, в Боге изначально, до всего
пребывающий. Остается вопросом, признает ли господствующее теософическое и
оккультическое сознание первочеловека Адама, происшедшего из Бога, а не из
эволюции мира, или считает человека лишь сложным результатом мировой эволюции.
Популярные теософические книги склоняются к второй точке зрения – для них
человек не изначален, не целен, а производен и сложен. Многосоставность
человека никто не может отрицать, и всякая теософия должна видеть в человеке
наслоения всех миров, всех мировых эпох. Но за всей сложностью человека и всеми
следами, оставленными на нем мировой эволюцией, стоит изначальный цельный
человек – образ и подобие Божье, ни из чего не выводимый и ни на что не
разложимый. Внутренний и абсолютный человек скрыт за внешним и эволюционно-составным
человеком. Я.Беме знал первочеловека Адама и раскрывал гениальную антропологию.
В этом теософия Беме бесконечно выше современных популярных теософий.
Первочеловек Адам предшествует мировому процессу и из него не выводим. Ныне оккультизм в самых глубоких своих проявлениях (напр., у
Р.Штейнера) есть серьезный симптом разложения и распыления физического плана
бытия. Оккультизм ясновидчески отражает это распластование бытия – на
оккультном пути видна трупность бытия. Подымается сильный космический ветер, и
он может снести человека, распылить его по бесконечным мирам. И неизвестно, что
устоит в этом распластовании и распылении человека и мира, есть ли устойчивая
субстанция – я, есть ли человек, которого не в силах снести порыв: стихийного
мирового вихря, который пребудет и после гибели целых миров. В оккультизме как
будто бы нет свободы, смысла и света в начале пути. Идти нужно впотьмах, по
темной бесконечной лестнице, на которую не падает ни один благодатный луч
света. Оккультное познание как будто бы не есть активное осмысливание, а есть
лишь ясновидческое описание, женственное принятие в себя вещей. Для оккультной
науки Штейнера так до конца и остается неизвестным, имеет ли мировой процесс
смысл и в чем этот смысл. Человек не противостоит космическим силам как
богоподобное, субстанциальное существо, вносящее смысл в мировой процесс, –
человек пассивное орудие космических сил, бесконечных миров и должен служебно
отдаться распыляющему космическому ветру. Церковь, а вслед за ней и наука
заперли на ключ тайны космоса, воспретили всякий подход к ним. В серьезном
оккультизме тайны космоса начинают раскрываться, развивается ясновидение иных
планов бытия. Оккультизм познает тайну космоса, но без тайны Бога и тайны
Христа, без Логоса, без изначального осмысливания. Христианский оккультист
Штейнер видит самого Христа лишь опрокинутым в космос, в космическом сложении и
разложении, как космический агент, а не Христа в самом себе, в Божественной
Троице. Это – не религиозное отношение к Христу, а эволюционно-познавательное.
Штейнер как будто бы видит Христа в химии и не видит Его в Боге. Бог далеко в
оккультизме, еще дальше, чем в церковном христианстве. Бесконечная эволюция
никогда не доведет до Бога. Непосредственного откровения Бога в душе нет.
Странствование души начинается без Бога, без религиозного откровения смысла.
Нет религиозного критерия, нет "во имя". Есть вооружение, человеку
дают латы, шлем и щит, но неизвестно, во имя чего и кого идти в поход и
сражаться, нет ни Христа, ни Девы Марии, ни гроба Господня, ни даже прекрасной
дамы. Через Христа-Искупителя прекращается натуралистическая эволюция душ во
тьме, закон Кармы отменяется даровой благодатью любви. В оккультизме же душа
все еще остается неискупленной, странствование ее – безблагодатным и
бессветным. Точно оккультный путь существует для пасынков Божьих, не любимых
Богом. И нет конца темным коридорам и темным лестницам. В этом есть ужас дурной
бесконечности мировых эволюций. Оккультизм знает лишь потенциальную,
математическую бесконечность и не хочет знать актуальную бесконечность, в
которой все уже дано, дан изначально Бог. Но велико значение оккультизма в
обращении к познанию тайн космоса, в утверждении спонтанности человека. В преобладающей форме теософического и оккультического
сознания есть все та же опасность отрицания творчества. Задача жизни как бы
сводится к усвоению древней мудрости. Задача жизни не столько творческая,
сколько педагогическая. Несколько тысяч лет тому назад посвященные, стоящие на
высших ступенях, знали высшую мудрость. И современный человек на высших
ступенях может знать не больше, даже, скорее, меньше, так как нет уже ныне в
мире таких мудрых. Древняя мудрость – предел стремления для нынешнего человека.
В мире не может быть нового откровения, не может быть эпохи, превышающей все
достижения древней мудрости и древних мудрецов. Само христианство делается
понятным лишь в свете мудрости Индии. Вечная мудрость дана раз навсегда, и
посвященный, мудрый к ней так же приобщался три тысячи лет тому назад, как
приобщается и ныне. Творческого прироста мудрости в мире нет. Эту форму
оккультического сознания, популяризируемого в теософическом учении, нужно
признать религиозно реакционной, обращенной назад и враждебной творчеству. Для
этого сознания дело жизни есть усвоение, а не творчество, пассивное восприятие
раз навсегда данного в древности. Противоположно иное сознание, допускающее
откровение мудрости, неведомой мудрости древней, превышающей все, что
открывалось в былые мировые эпохи. Возможно новое откровение, новая мировая
эпоха. Подлинного антропологического откровения не было еще в древней мудрости.
Антропологическое откровение есть чаяние новой, грядущей мировой эпохи. Задача
жизни – не педагогическая, не усвоительная, а творческая, обращенная вперед.
Оккультизм, обращенный исключительно к древней мудрости, хочет безопасного
дерзновения, пассивно-усвоительного творчества. Но антропологическое откровение
не может быть обезопашено. В оккультизме обычно преобладает мистическая
категория священства над мистической категорией пророчества. Сама идея
посвящения производна от священства. Оккультизм есть как бы особая форма
священства в тварности. Оккультизм всегда направлен на тварный мир, на
тварность, а не на Бога-Творца, не на божественный мир. Строго говоря,
оккультизм лежит вне религиозного откровения и вне религиозной благодати.
Оккультизм целиком пребывает в сфере отношений человека к человеку и человека к
природе. В этой тварной сфере устанавливает оккультизм свою традицию
священства. Ныне нельзя уже отрицать сферу оккультного в познании и оккультного
в действии, в отношениях людей и в отношении к природе. Но оккультное не
затрагивает высшей мистики мировых эпох откровения. Оккультизм неизбежно должен
возродиться у грани перехода к творческой мировой эпохе как познание тайн
поколебавшегося в своей физической устойчивости космоса. Но роль его
двойственна. Оккультное познание может быть необходимо в момент потрясения
физического плана бытия. Но оккультизм может оказаться враждебным всякому
творчеству человека. Тут необходимы религиозные критерии. Наиболее,
по-видимому, благоприятен человеку и его творческому началу оккультизм
Штейнера, который признает новую мировую эпоху. Магию необходимо существенно отличать от мистики. Только
неясное, неопытное в этих делах современное сознание смешивает магическое и
мистическое. Мистика – духовна. Мистика есть богообщение. Магия – почти
материалистична, она целиком относится к астральному плану. Магия –
природообщение. Мистика – в сфере свободы. Магия – еще в сфере необходимости.
Магия есть действие над природой и власть над природой через познание тайн
природы. И магия имеет глубокое родство с естествознанием и техникой. Магия и
была панестествознанием и пантехникой, единым ключом ко всем природным тайнам [
Христианство изгнало духов природы как злых демонов и
механизировало природу [Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа