СЮРРЕАЛИЗМ И РЕВОЛЮЦИЯ
.СЮРРЕАЛИЗМ И РЕВОЛЮЦИЯ
Здесь мы почти совсем не будем говорить о Рембо. К сожалению, о нем сказано не только все, но и много лишнего. В связи с нашей гемой уточним, что Рембо был поэтом бунта только в своем творчестве. Его жизнь, отнюдь не подтверждая порожденный ею миф, свидетельствует только о согласии с наихудшей разновидностью нигилизма. Об этом объективно и полно свидетельствует письма поэта из Харара. Рембо был обоготворен за то, что он отрекся от собственного гения, как будто такое отречение предполагает сверхчеловеческую добродетель. Опровергая доводы наших современников, следует сказать, что именно гениальность, а не отказ от нее служит залогом добродетели. Величие Рембо не в его крикливых детских стихах шарлевильского периода и не в его харарских торговых операциях. Оно чувствуется лишь там, где поэт, находя для бунта на редкость точный язык, выражает одновременно свое торжество и свою тоску, говорит о жизни, отсутствующей в мире, и о неизбежности общения с миром, взывает к недостижимому и силится объять суровую реальность, отвергает мораль и повествует о необоримой тяге к нравственному долгу. В минуты, когда, неся в себе самом ад и озарение, глумясь над красотой и восхищаясь ею, он превращает неустранимое противоречие в песнь, где смыслы двоятся и чередуются, в такие минуты Рембо - величайший поэт бунта. Очередность замысла двух его великих произведений не играет роли. Во всяком случае, слишком малый временной промежуток отделяет один замысел от другого, и любой художник твердо знает по своему жизненному опыту, что Рембо вынашивал замыслы "Лета в аду" и "Озарений" в одно и то же время. Если даже он написал эти произведения одно вслед за другим, он был болен ими одновременно. Противоречие, погубившее поэта, было его подлинным гением.
Но где же добродетель того, кто уходит от противоречия и предает свой гений, не выстрадав его до конца? Молчание Рембо - не какой-то новый способ бунта. Во всяком случае, мы уже не можем утверждать это после публикации писем из Харара. Бесспорно, метаморфоза поэта загадочна. Но ведь есть нечто загадочное и в той заурядности, в которую впадают ослепительные красавицы, после замужества всю жизнь отдающие копилке да вязальным спицам. Миф о Рембо предполагает и утверждает, что после "Лета в аду" уже ничего невозможно было создать. Но есть яи что-либо невозможное для одаренного поэта, для неистощимого творца? Что достойное еще можно написать, когда уже созданы "Моби Дик", "Процесс", "Заратустра", "Бесы"? Однако и после этих шедевров появляются книги, которые умудряются совершенствовать нас, свидетельствуя о самом лучшем в человеке. Творчество прекращается только со смертью творца. Как жаль, что не было написано произведение, еще более значительное, чем "Лето в аду", произведение, которое еще больше обогатило бы нас!
И если уж представлять Абиссинию своего рода монастырем, то не Христос ли замкнул уста Рембо? Тогда выходит, что Христос в наши дни должен восседать за банковским окошком, ведь именно это явствует из тех писем, где проклятый поэт только о деньгах и говорит, заботясь о том, как бы их "получше поместить", "чтобы они приносили постоянный доход". Тот, кто пел, превозмогая муки, кто оскорблял Бога и красоту, ополчался на справедливость и мечту, кто с победным видом подставлял себя всем ветрам преступления, теперь, в Абиссинии, высказывает лишь одно желание - связать свою судьбу с кем-нибудь у кого "есть будущее". Маг, ясновидец, неисправимый каторжник, за которым навеки сомкнулись тюремные стены, человех - царь земли, где нет богов, постоянно носит на себе, сдавливая живот, зашитые в поясе восемь килограммов золота. Рембо жалуется, что из-за этого он страдает дизентерией. Неужели это тот самый легендарный герой, с которого предлагали брать пример стольким юношам, которые не плюют на мир, но зато умерли бы со стыда при одной мысли о таком поясе? Культивировать миф о Рембо можно, лишь забывая об этих красноречивых письмах. Нетрудно понять, почему они так мало комментировались. Эти письма святотатственны, какой бывает иногда правда. Бесподобный, величайший поэт своего времени, светоносец и прорицатель - вот кто такой Рембо. Но он не человекобог не дикарь, не монах от поэзии, каким его хотели нам представить. Рембо - человек обрел свое величие только на больничной койке, в час мучительной кончины, когда даже заурядность души никого не оставляет равнодушным- "Как я несчастен, как же я несчастен... Деньги при мне, а я не могу даже присмотреть за ними!"
К счастью, этот потрясающий предсмертный вопль обращает Рембо к той стороне общей нашей участи, которая невольно оборачивается величием: "Нет, нет, отныне я восстаю против смерти!" Юный Рембо воскресает у края пропасти, а вместе с ним и бунт тех времен, когда проклятия, посылаемые жизни, на самом деле выражали отчаяние перед неизбежностью смерти Вот в эти-то минуты буржуа-торгаш и преобразился в истерзан ного юношу, которого мы так горячо любили. Это произошло в ужасе и смертном томлении, выпадающем на долю люден которые не дорожили счастьем. Только в эти минуты начинаются его муки и его правда.
Впрочем, Харар был предвосхищен в творчестве Рембо в форме
последнего отречения. "Лучше всего - напиться в стельку и уснуть прямо на
берегу". Ярость уничтожения, свойственны всякому бунтарю, обретает здесь
самую общую форму. Апокалипсис преступления, представленный в образе правителя,
неутомимо казнящего своих подданных, затянувшееся расстройство чувств - таковы
бунтарские темы Рембо, перешедшие по наследству к сюрреалистам. Но в конце
концов нигилистическая подавленность возобладала: борьба да и само преступление
пресыщает опустошенную душу. Опьянение ясновидца, который, осмелюсь сказать,
пил, чтобы не забывать свою миссию ясновидца, в итоге оборачивается тяжким
сном, хорошо знакомым нашим современникам. Можно спать и на песчаном берегу, и
в Адене. И пассивно принимать миропорядок, даже если он для нас унизителен.
Поэтому молчание Рембо предуготавливает молчание Империи, нависшее над умами,
принимающими все, кроме борьбы. Благородная душа Рембо, неожиданно покорившаяся
деньгам, выдвигает иные требования, сначала непомерные, а затем укладывающиеся
в рамки общественного порядка. Не быть ничем - таков вопль духа, уставшего от
собственного бунтарства. В сущности, речь идет о самоубийстве духа, в конечном
счете не респектабельном, как духовное самоубийство сюрреалистов, но чреватом
серьезными последствиями. Сюрреализм
Будучи абсолютным бунтом, тотальным неповиновением,
неуклонным саботажем, юмором и культом абсурда, сюрреализм в своей
первоначальной устремленности характеризуется как суд надо всем, готовый в
любой момент возобновиться. Его отказ от всех определений - четкий, резко
очерченный, вызывающий. Мы специалисты по бунту". В качестве машины для
потрясения умов (по выражению Арагона). Бессмыслица и противоречивость культивировались
тогда ради бессмыслицы и противоречивости. "Настоящие дадаисты -
противники Дада. Весь мир управляет движением Дада". Или еще: "Что
такое добро? Что такое уродство? тго это значит - большой, сильный, слабый? Не
знаю! Не знаю!" Этим салонным нигилистам явно угрожало превращение в
приверженцев самой строгой ортодоксии. Но есть в сюрреализме нечто большее, чем
этот демонстративный конформизм, унаследованный от Рембо. Именно это выразил
Бретон
Великий призыв к отсутствующей жизни выливается в тотальный
отказ от всего присутствующего, как об этом довольно высокомерно высказался
Бретон: "Неспособный покориться уготованной мне судьбе, уязвленный до
глубины сознания вызовов брошенным чувству справедливости, я не собираюсь
приспосабливать собственную жизнь к смехотворным условиям земного
существования". По Бретону, духу не на что опереться ни в жизни, ни за ее
пределами. Сюрреализм хочет ответить на эту беспрестанную тревогу. Сюрреализм -
это "крик духа, враждующего с самим собой и полного отчаянной решимости вы
браться из своих пут". Он протестует против смерти и "смехотворной
краткости" столь хрупкой жизни. Сюрреализм, стало быть, существует под
знаком непокорства. Он живет, если можно так выразиться, в состоянии
уязвленного гнева и в то же вреда в строгости и гордой непримиримости, что
предполагает нравственность. С начала своего существования сюрреализм, это
евавгелие беспорядка, столкнулся с необходимостью созидать порядок. А ведь он
только о том и мечтал, чтобы разрушать, сначала поэтическими средствами -
предавая проклятию, - а затем и отнюдь не символическим молотом. Суд над
реальным миром вполне логично перерос в суд над творчеством. Сюрреалистический антитеизм продуман и последователен,
Поначалу он утверждал себя в идее абсолютной невиновности человека, которому
надо вернуть "всю ту мощь, что вложена им самим в слово "Бог".
Как всегда в истории бунта, идея абсолютной невиновности, порожденная
отчаянием, мало-помалу превратилась в манию кары. Сюрреалисты, провозглашая
человеческую невинность, вместе с тем ухитрялись восхвалять убийство и
самоубийство. Самоубийство представлялось им выходом, и Кревель, считавший
такое решение "самым верным и бесповоротным", покончил с собой, так
же как Риго и Ваше
Сюрреализм на этом не остановился. Мало того что он избирал
в качестве своих героев Виолетту Нозьер
Требование абсолютной свободы увенчивается теорией
бесцельного действия. Что из того, что в конечном итоге подобная свобода
приводит к одиночеству, которое Жарри
Но общество состоит лишь из отдельных людей. Общество
является также определенным установлением. Слишком благородные, чтобы убивать
всех подряд, сюрреалисты в силу самой логики своей позиции пришли к такому
выводу: чтобы дать свободу желанию, следовало бы сначала ниспровергнуть
общество. И приняли решение служить делу революции своего времени. Через ряд
идей, который составляет тему моего эссе, сюрреалисты прошли путь от Уолпола.
Напротив, сюрреализм все время силился примирить с марксизмом свои притязания,
приведшие его к революции. И не будет парадоксом мысль, что сюрреалистов
привлекло к марксизму как раз то в нем, что сегодня они больше всего ненавидят.
Зная суть требований сюрреализма и понимая их благородство, разделяя с ним одну
и ту же боль, поневоле задумаешься, прежде чем напомнить Андре Бретону, что
возглавляемое им течение возвело в принцип "безжалостную власть",
диктатуру и политический фанатизм, отказ от свободной Дискуссии и оправдание
смертной казни. Удивляет также странная лексика этой эпохи
("саботаж", "осведомитель" и т. д.), свойственная
полицейской революции. Но эти фанатики хотели любой революции", вообще
чего угодно, что позволило бы им вырваться из мира лавочников и компромисса, в
котором им приходилось жить. За неимением лучшего они выбрали худшее. В этом
они были нигилистами. Они не замечали, что те из ну кто был верен марксизму,
сохраняли в то же время верность своему первоначальному нигилизму. Настоящее
разрушение языка, которого так упорно добивался сюрреализм, заключается не в
бессвязности или автоматизме речи. Оно коренится в приверженности лозунгу.
Напрасно Арагон начинал с изобличения "позорной прагматической
установки" - ведь именно благодаря ев он в итоге исканий обрел полную
свободу от морали, пусть даже эта свобода обернулась новым рабством. Пьер
Навиль
Разумеется, сюрреалисты решили исповедовать материализм.
"Причину бунта на броненосце "Потемкин" мы готовы видеть в куске
гнилого мяса", - уверяли они. Но у сюрреалистов, так же как у марксистов,
не было никакого, даже абстрактного, интереса к этому куску. Падаль - это всего
лишь символ реального мира, действительно породившего, себе на горе, бунт. Бунт
ничего не объясняет, если узаконивает все. Для сюрреалистов революция не была
целью, к которой приближаются постепенно, день за днем, она была для них
абсолютным, причем утешительным, мифом Революция представлялась "жизнью
подлинной, как любовь", по выражению Элюара
Один из основополагающих тезисов сюрреализма утверждает что
спасения нет. Притягательность революции не в том, что она принесет людям
счастье, "омерзительный земной комфорт". По мнению Бретона, она
должна высветить трагичность человеческого удела. Мировая революция со всеми
ужасными жертвами, которых она требует, должна принести лишь одно благодеяние: "не
допустить того, чтобы искусственно созданная непрочность социальных условий
жизни скрыла действительную непрочность человеческого существования". Для
Бретона такой прогресс был беспредельным. Иными словами, революция должна быть
поставлена на службу внутренней аскезе, посредством которой каждый сможет
преобразить реальность в чудо, обеспечив таким образом "ослепительный
реванш человеческого воображения". Чудесное у Андре Бретона занимает такое
же место, как разумное - у Гегеля. Поэтому невозможно представить более полную
противоположность политической философии марксизма, чем сюрреализм. Долгие
колебания тех, кого Арто
Андре Бретон рассматривал тотальность всего лишь как этап,
возможно необходимый, но наверняка недостаточный, на пути к единству. Здесь мы
возвращаемся к теме "Все или ничего". Сюрреализм стремится к
универсальности, и забавный, но глубокий упрек Бретона в адрес Маркса состоит в
том, что Маркс не универсален. Сюрреалисты хотели примирить Марксово
"преобразование мира" и "изменение жизни", которого желал
Рембо. Но первое ведет к завоеванию тотальности мира, а второе - к достижению
единства жизни. Как это ни парадоксально, но всякая тотальность ограничительна.
В конечном итоге эти две формулы разделили группу бунтарей. Выбрав позицию
Рембо Бретон доказал, что сюрреализм - не действие, а духовный опыт и аскеза.
Он выдвинул на первый план то, что составляет сугубое своеобразие его движения,
- воссоздание священного и завоевание единства, что неоценимо важно в
размышлениях о бунте. Чем более углублял Бретон это своеобразие, тем
непоправимей отдалялся он как от своих товарищей по партии, так и от
собственных первоначальных требований. По сути, Андре Бретон ни в чем не изменял своему стремлению
к надреальному, к слиянию сновидения и реальности, к сублимации старого
противоречия между идеалом и действительностью. Сюрреалистическое решение
известно: конкретная иррациональность, объективная случайность. Поэзия - это
единственно возможный путь достижения "высшей точки". "Некая
точка сознания, в которой жизнь и смерть, реальное и воображаемое, прошлое и
будущее... проникают друг в друга, уже не вступая в противоречие". Что же
это за высшая точка, которая должна ознаменовать "величайший провал
гегелевской системы"? Это поиск вершины-бездны, знакомый мистикам, хотя
речь идет о мистицизме безбожном, который утоляет и выражает жажду абсолютного
у бунтаря. Принципиальный враг сюрреализма - рационализм. Впрочем, идея Бретона
представляет собой любопытный образец западной мысли, где неустанно насаждается
принцип аналогии за счет принципов тождества и противоречия. Точнее, речь идет
о том, чтобы переплавить противоречия в огне желания и любви и разрушить стены
смерти Магия, первобытные или архаические цивилизации, алхимия, риторика
огненных цветков или бессонных ночей - таковы чудесные этапы на пути к единству
и философскому камню. Сюрреализм, если даже он не изменил мир, обогатил его
некоторыми странными мифами, которые отчасти оправдывают Ницше, возвещавшего
миру возвращение античности. Впрочем, лишь отчасти, поскольку речь идет об иной
Греции - Греции темных богов и мистерий. В конечном итоге, если опыт Ницше
завершился приятием дня, то опыт сюрреализма находит высшее выражение в гимне
ночи, в навязчивом тревожном культе грозы. Бретон, по его собственным словам,
понял, что, как бы то ни было, жизнь - это дар. Но его приятие мира не могло
быть исполнено света, в котором мы так нуждаемся. "Во мне слишком много
северного, - говорил он, - чтобы я мог пребывать в полном согласии с
миром". Однако, вопреки собственной воле, он не раз смягчал
отрицание и в бунте выдвигал на передний план его позитивные требования. Он
предпочитал не столько молчание, сколько суровость и сохранил только
нравственное требование, которое, по словам Батая
.