ОТКАЗ ОТ ДОБРОДЕТЕЛИ
.ОТКАЗ ОТ ДОБРОДЕТЕЛИ
В 20-е годы прошлого века у первых русских
революционеров-декабристов понятия о добродетели еще существовали. Эти
представители дворянства еще не изжили в себе якобинский идеализм. Более того,
их отношение к добродетели было сознательным. "Наши отцы были сибаритами,
- писал один из них, Петр Вяземский, - а мы - последователи Катона". К
этому прибавлялось всего одно убеждение, дожившее до Бакунина и эсеров девятьсот
пятого года, - убеждение в очистительной силе страдания. Декабристы напоминают
тех французских дворян, которые, отрекшись от своих привилегий, вступили в союз
с третьим сословием. Эти аристократы-идеалисты пережили свою ночь на 4 августа
Немудрено, что в этой атмосфере всеобщей экзальтации
немецкая мысль пересилила французское влияние и сумела навязать свои ценности
русским умам, мятущимся между жаждой мученичества, тягой к справедливости и
сознанием собственного бессилия. Воспринятая поначалу как божественное
откровение она была соответствующим образом превознесена и истолкована.
Философическое безумие овладело лучшими умами. Дошло до того, что
"Логику" Гегеля принялись перелагать в стихи. Поначалу главный урок,
почерпнутый русскими интеллектуалами из гегельянской системы, заключался в
оправдании социального квиетизма. Достаточно осознать разумность мироздания
мировой дух в любом случае реализует себя - было бы время. Именно такой бой-то миг показалось ему признаком величия духа, ибо он думал лишь о собственных
страданиях и метаниях. Но у него не хватило духу смириться со страданиями
других. И он поворачивает вспять. Если смириться с чужими страданиями
невозможно, значит, что-то в мире не поддается оправданию, и история, по
крайней мере в одном из ее пунктов, не укладывается в рамки разума. А ведь она
должна быть либо целиком разумной, либо вовсе бессмысленной. Одинокий протест
Белинского, на мгновение умиротворенного идеей, что все на свете поддается
оправданию, вспыхивает с новой силой. Он в самых резких выражениях обращается
непосредственно к Гегелю: "Со всем подобающим вашему философскому
филистерству уважением, честь имею донести вам, что, если бы мне и удалось
лезть на верхнюю ступень лестницы развития, - я и там попросил бы вас отдать
мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории... Я не хочу счастия и даром,
если не буду спокоен насчет каждого из моих братии по крови..." Белинский понял, что он желал не разумного абсолюта, а полного
бытия. Он отказывается отождествить эти два понятия. Он хочет бессмертия
конкретного человека, живой личности, а не абстрактного бессмертия рода
человеческого, ставшего "Духом". Он с прежней страстью ополчается на
новых противников, обращая в этой борьбе против Гегеля у него же почерпнутые
выводы. Эти выводы - обоснование взбунтовавшегося индивидуализма.
Индивидуум не может принять историю такой, какая она есть. Он должен разрушить
реальность, чтобы утвердиться в ней, а не служить ее пособником. "Отрицание
- мой бог. В истории мои герои - разрушители старого - Лютер, Вольтер,
энциклопедисты, террористы, Байрон ("Каин")"
.