III. ИСТОРИЧЕСКИЙ БУНТ
.III. ИСТОРИЧЕСКИЙ БУНТ
Свобода, "это страшное слово, начертанное на колеснице бурь" - вот принцип всех революций. Без нее справедливость представлялась бунтарям немыслимой. Однако приходит время, когда справедливость требует временного отказа от свободы. И тогда революция завершается большим или малым террором. Всякий бунт - это ностальгия по невинности и призыв к бытию. Но в один прекрасный день ностальгия вооружается и принимает на себя тотальную вину, то есть убийство и насилие. Так восстания рабов, цареубийственные революции и революции XX в. осознанно принимали на себя все большую вину, по мере того как возрастала тотальность предполагаемого ими освобождения. Это ставшее очевидным противоречие мешает революционерам сохранять выражение счастья и надежды, сиявшее на лицах и в речах членов нашего Учредительного собрания. Неизбежно ли это противоречие, характеризует оно или уничтожает ценность бунта - вот вопрос, возникающий в связи с революцией в ее отношении к метафизическому бунту. По сути дела, революция является только логическим следствием метафизического бунта, и, анализируя революционное движение, мы увидим в нем ту же самую отчаянную и кровавую попытку утвердить человека наперекор тому, что его отрицает. Это значит, что революционный дух становится на защиту той стороны человеческой душа которая не хочет смириться. Иначе говоря, он стремится даровать человеку царствование во времени. Отвергая Бога, этот дух избирает историю в силу логики, по видимости неизбежной.
Теоретически слово "революция" сохраняет тот же
смысл какой оно имеет в астрономии. Это круговое движение, которое полностью
завершив цикл, приводит к смене одного образ; правления другим. Изменение в
отношениях собственности без соответствующей смены образа правления - это не
революция а реформа. Не бывает такой экономической революции, будь в средства
мирными или кровавыми, которая не оказалась бы политической. Уже этим революция
отличается от бунта. Знаменитые слова: "Нет, сир, это не бунт, это
революция"
Но пока это не свершилось, если это вообще должно
свершиться, человеческая история в определенном смысле является множеством
следующих друг за другом бунтов. Иначе говоря, поступательное движение, явно
выраженное в пространстве, - это лишь приближение к цели во времени. То, что в
ХIХ в. именовали освобождением человечества, извне представляется непрерывной
чередой бунтов, выходящих за свои пределы и стремящихся обрести свою форму в
идее, но еще не ставших окончательной революцией, которая упрочила бы все на
земле и на небе. Даже поверхностное изучение вопроса приводит к мысли о том,
что речь идет не столько о реальном освобождении, только о самоутверждении
человека, все более и более широком, но никогда не находящем своего завершения.
Действительно, бели бы один-единственный раз свершилась подлинная революция,
истории уже не было бы. Было бы блаженное единство и угомонившаяся смерть. Вот
почему все революционеры ставят себе конечной целью единство мира и действуют
так, как если бы верили в конец истории. Своеобразие революции XX в. в том, что
она впервые открыто стремится осуществить давнюю мечту Анахарсиса Клоотса
Большинство революций обретает свою форму и своеобразие в
убийстве. Все они, или почти все, были человекоубийственными. Но некоторые из
них сверх того практиковали царе- и богоубийство. Поскольку история
метафизического бунта берет свое начало от де Сада, наша подлинная тема
начинается только с цареубийц, его современников, посягнувших на земное
воплощение божества, пока еще не решаясь убить само вечное начало. А до того
человеческая история дает нам образец первого бунтарского движения - восстание
рабов. Там, где раб бунтует против господина, там человек восстает
против человека на жестокой земле, вдали от неба отвлеченных принципов.
Результатом является лишь убийство человека. Восстания рабов, жакерии, войны
гёзов, крестьянские бунты выдвигают принцип равенства "жизнь - за
жизнь", принцип, который, несмотря на все крайности и все мистификации,
дает себя знать в самых чистых формах революционного духа, как, например, в
русском терроризме 1905 г. Восстание Спартака на закате античного мира, за несколько
десятилетий до христианской эры является в этом смысле образцовым. Отметим
прежде всего, что речь идет о мятеже гладиаторов, то есть рабов,
предназначенных для поединков и обреченных для забавы господ убивать или быть
убитыми. Восстание было поднято семью десятками рабов, а на исходе его в рядах
восставших насчитывалось семьдесят тысяч бойцов, которые, громя отборные
римские легионы, шли через всю Италию к самому Вечному городу. Однако, как
отмечает Андре Прюдоммо, это восстание не принесло римскому
обществу никакого нового принципа. В своем воззвании Спартак ограничивается
обещанием дать рабам "равные права". Этот переход от факта к праву,
выявленный нами в первоначальном бунтарском движении, - по сути, единственное
идейное приобретение, которое можно обнаружить на этом уровне бунта. Непокорный
отвергает рабство и утверждает свое равенство в правах с господином. Он в свой
черед хочет стать господином. Весь ход восстания Спартака иллюстрирует этот принцип -
требование равенства. Повстанческое войско освобождает рабов и тут же, немедленно
отдает им в качестве рабов бывших рабовладельцев. По преданию, впрочем
сомнительному, воины Спартака якобы устраивали даже бои гладиаторов среди
нескольких сотен римских граждан, усадив на скамьях амфитеатров рабов,
обезумевших от возбуждения и радости. Уничтожение людей ведет только к
дальнейшему их уничтожению. Но чтобы обеспечить триумф одного принципа,
необходимо повергнуть в прах другой принцип. Град солнца, о котором мечтал
Спартак, можно было бы создать лишь на руинах вечного Рима, разрушив его
установления и низвергнув его богов. И вот армия Спартака продвигается вперед,
чтобы окружить Рим, устрашенный близостью расплаты за свои преступления. Однако
в этот решающий момент, в виду священных стен, войско рабов останавливается и
начинает откатываться назад, словно отступая перед принципами богов, их
установлениями, их городом. Что можно поставить взамен разрушенного Рима? Разве
что неистовую жажду справедливости и оскорбленную, а потому яростную любовь к
свободе, которая поддерживала до сих пор мужество несчастных бунтовщиков? Как бы там ни было, армия Спартака отступает, не будучи
побежденной, и принимает необъяснимое решение вернуться к тому месту, где
начинался бунт. Она проделывает в обратном порядке долгий путь своих побед,
чтобы переправиться на Сицилию. Словно эти обездоленные, отныне одинокие и
безоружные перед ожидающими их великими задачами, лишившись мужества пред ликом
неба, которое им предстояло штурмовать, возвращались в края, с которыми были
связаны их самые чистые и греющие душу воспоминания, на землю, где они родились
и где легко и радостно было умереть. И тут начинаются поражение и мученичество. Перед последним
сражением Спартак приказывает распять на кресте плененного римлянина, чтобы
явить своим людям ожидающую их участь. Движимый бешеным порывом, в котором
нельзя не увидеть символ, он во время сражения без устали пробивается к
возглавлявшему римские легионы Крассу, чтобы сойтись с ним в поединке. Спартак
хочет погибнуть, но сражаясь как равньй с равным с тем, кто в эти минуты
является символом римского господства. Он готов умереть, но на вершине
человеческого равенства. Однако ему не удастся сразиться с Крассом: принципы
ведут борьбу на расстоянии, и римский военачальник держится где-то вдалеке.
Спартак погибнет, как он того и хотел, но падет он под мечами наемников, таких
же рабов, как он сам, убивающих вместе с его свободой и свою собственную. За
одного-единственного распятого римского гражданина Красе предаст мучительной
казни тысячи рабов. Шесть тысяч крестов, которые после стольких справедливых
восстаний будут воздвигнуты вдоль всей дороги из Капуи в Рим, покажут толпе
рабов, что нет равенства в мире, где правит сила, и что хозяева пристрастны в
расчетах, возмещая свою кровь сторицей. Смерть на кресте принял и Христос. Можно представить, что
спустя десятилетия после восстания Спартака он избрал для себя рабскую казнь
лишь для того, чтобы сократить огромное расстояние, которое отделяет униженного
человека от неумолимого лика Господа. Он заступается за людей и терпит в свой
черед крайнюю несправедливость ради того, чтобы бунт не расколол мир надвое,
чтобы страдание достигло небес и сняло с них человеческое проклятие. Кто же
станет удивляться, что революционный дух, стремясь впоследствии отделить землю
от неба, начнет с развоплощения божества, убивая его представителей на земле? В
определенном смысле эшафот 1793 г. знаменует собой конец бунтарских времен и
начало революционных. .