ЦАРЕУБИЙСТВО
.ЦАРЕУБИЙСТВО
Разумеется, королей убивали задолго до 21 января 1793 г. и цареубийств XIX в. Но Равальяк, Дамьен. Она стала возможной и почувствовала свою законность
прежде всего потому, что церковь - и ответственность ее безгранична - со времен
инквизиции вступила в сговор с преходящими земными властями, стала на сторону
хозяев и вместе с ними мучила и убивала. Мишле
Если старорежимная монархия далеко не всегда допускала
произвол в делах управления государством, то принципом ее безусловно был
произвол. Она обладала божественным правом, а значит, не нуждалась в
доказательствах своей законности. Законность эта, однако, нередко оспаривалась,
в частности парламентами. Но те, кто служил монархии, воспринимали и
представляли ее законность как аксиому. Как известно, Людовик XIV был здесь
неколебим. Боссюэ
С того момента, когда вольнодумство ставит Бога под вопрос,
оно выдвигает на первый план проблему справедливости. С тех пор справедливость
и равенство попросту отождествляются. Престол Бога колеблется, и
справедливость, чтобы утвердиться в равенстве, должна нанести Всевышнему
последний удар, непосредственно посягая на его представителя на земле.
Противопоставить божественному праву право естественное или на протяжении трех
лет, с 1789 по 1792 г., принудительно сочетать его с естественным - значит
уничтожить божественное право. Но милость ни с чем и никогда не сочетается. Она
может пойти на уступки в некоторых вопросах, но только не в этом. Мало того, по
словам Мишле, Людовик XVI и в тюрьме хотел еще оставаться королем. Так что во
Франции, где уже восторжествовали новые принципы, побежденный принцип еще длил
свое существование в тюремных стенах только благодаря воле к жизни и силе веры.
У справедливости есть лишь одно-единственное общее с благодатью свойство -
стремление быть тотальной и царить абсолютно. Как только эти две силы вступают
в конфликт, они сражаются не на жизнь, а на смерть. "Мы не хотим осудить
короля, - сказал Дантон
Но этот вопрос требует разъяснения. .