У этого аскетического безумства есть, однако, свои
основания, которые, по меньшей мере, небезынтересны для нас. Они являются
отражением в эстетическом плане уже описанной нами борьбы между революцией и
бунтом. Во всяком бунте кроются метафизическое требование единства,
невозможность его достижения и потребность в создании заменяющей его вселенной.
Бунт с этой точки зрения - созидатель вселенной. Это также является
определением искусства. Требование бунта, по правде сказать, может считаться
эстетическим. Все бунтарские мысли, как мы видели, воплощались либо в риторике,
либо в образах замкнутой вселенной. Городские стены у Лукреция, монастыри и
зарешеченные замки у Сада, острова, романтические утесы и одинокие вершины у
Ницше, первобытный океан у Лотреамона, парапеты у Рембо, грозные твердыни,
возрождающиеся после налета цветовой грозы у сюрреалистов, образы тюрьмы,
разделенной надвое страны, концлагеря, империи свободных рабов - все это на
свой лад воплощает ту же тягу к цельности и единству. Вот над этими замкнутыми
мирами человек наконец-то может царствовать; они познаваемы.
То же движение мы находим во всех видах искусства. Художник
переделывает мир по своему усмотрению. Симфонии природы не знают органных
фермат. Мир никогда не безмолвствует; даже в молчании он вечно повторяет одни и
те же ноты, отзываясь на исходящие от нас вибрации. Но доступные нам звуки
редко складываются в аккорд и никогда - в мелодию. Однако музыка существует и
там, где кончаются симфонии, где мелодия придает форму звукам, которые сами по
себе ею не обладают, где, наконец, особое расположение нот выявляет в природном
беспорядке некий лад, потребный для души и духа.
"Я все больше и больше верю, - писал Ван Гог, - что
Господа нельзя судить по сотворенному им миру. Это всего лишь неудачный
набросок". Каждый художник стремится переписать этот набросок, придать ему
недостающий стиль. Величайшее и самое честолюбивое из всех искусств -
скульптура упорно старается закрепить в рамках трех измерений зыбкую
человеческую фигуру, придать хаосу жестов единство великого стиля. Скульптура
не гнушается правдоподобием, более того - она нуждается в нем. Но не стремится
к нему во что бы то ни стало. Целью ее поисков в эпоху расцвета являются жест,
выражение лица чли взгляд, в которых отразятся все жесты, все взгляды мира. Ее
суть не в подражании, а в стилизации, она призвана замкнуть в осмысленном
выражении мимолетное неистовство тел или бесконечную изменчивость поз. Только
таким образом ей удается украсить фронтоны шумных городов образцовыми,
типичными образами, которые способны хотя на миг унять снедающее людей
лихорадочное возбуждение. Отвергнутый любовник может и сегодня всматриваться в
греческих кор, стараясь уловить не подвластное никакому распаду очарование
женского лица и тела.
Суть живописи также состоит в отборе. "Даже гении -
писал Делакруа, размышляя о своем виде искусства, - это всего лишь дар
обобщения и отбора". Выбирая сюжет художник делает первый шаг к его
закреплению. Пейзаж зыблются, исчезая из памяти, или заслоняют друг друга. Вот
почему пейзажист или мастер натюрмортов выделяет в пространства и времени то,
что обычно меняется вместе с освещением, теряется в бесконечной перспективе или
исчезает под напором других цветовых оттенков. Первая забота пейзажиста состоит
в кадрировке полотна. Исключая, он в то же время отбирает. Сходным образом
сюжетная живопись изолирует в пространстве и во времени то, что обычно
сливается с другим действием. Затем художник приступает к закреплению
изображения. Произведения великих живописцев, таких, как Пьеро делла Франческо,
кажутся мгновенно застывшими изображениями, словно схваченными на лету. Все и
персонажи словно бы продолжают жить, став в то же времи бессмертными, - в этом
и состоит чудо искусства. Столетия спустя после своей смерти
"Философ" Рембрандта, окутанный светом и тенью, все еще продолжает
размышлять над той же проблемой.
"Пустая это штука - живопись, прельщающая нас сходством
с предметами, которые сами по себе не способны нас прельстить". Цитируя
эту знаменитую мысль Паскаля, Делакруа не без основания заменяет прилагательное
"пустая" на "странная". Эти вещи не способны прельстить нас
потому, что мы их не видим; они сокрыты от нас и распадаются в вечном
становлении. Кто видел руки палача во время бичевания Христа, кто всматривался
в маслины на обочине крестного пути? Но вот от изображены на картине, вырваны
из бесконечной череды страстей господних - и муки Христа, запечатленные в этих
прекрасных и яростных образах, снова вопиют к нам среди холодных музейных
залов. Стиль живописца определяется этим взаимопроникновением природы и
истории, этим настоящим, неотделимым от вечного становления. Искусство без
видимых усилий осуществляет то примирение частного со всеобщим, о котором
мечтал Гегель. Быть может, именно поэтому эпохи, ошалело рвущиеся к единству, -
а мы живем в одну из таких эпох - обращаются к первобытному искусству, где
особенно сильна стилизация, особенно выразительна тяга к единству. Самые яркие
примеры стилизации всегда совпадают с началом и концом художественной эпохи:
именно стилизацией объясняется вся сила отрицания и преобразования, которая
вздыбила современную живопись в ее необузданном порыве к бытию и цельности. В
незабываемой жалобе Ван Гога звучат гордыня и отчаяние всех художников: "Я
могу в жизни, да и в живописи тоже, обойтись без Господа Бога.Но мое страждущее
"я" не может обойтись без чего-то, превышающего это "я",
без того, что является моей жизнью, моей способностью творить".
Но бунт художника против действительности, тут же вызывающий
подозрения со стороны тоталитарной революции, чреват тем же утверждением, что и
неосознанный бунт угнетенного. революционный дух, порожденный всеобщим
отрицанием, инстинктивно чувствует, что в искусстве кроме отказа есть еще я
утверждение; что действие в нем может быть уравновешено созерцанием, несправедливость
- красотой и что в некоторых случаях красота способна сама по себе стать
безжалостной несправедливостью. Так что никакое искусство не способно жить
голым отрицанием. Подобно тому как любая мысль, вроде бы даже ничего не
значащая, что-то значит, имеет смысл и бессмысленное искусство. Человек может
позволить себе ополчиться на всеобщую мировую несправедливость и потребовать
всеобщей справедливости, единственным творцом которой станет он сам. Но он не
вправе утверждать, что все в мире безобразно. Чтобы творить красоту, он должен
отрицать действительность и в то же время восхищаться некоторыми ее сторонами.
Искусство спорит с действительностью, но не избегает ее. Ницше мог отвергать
любую трансцендентность, моральную или божественную, говоря, что она
равнозначна клевете на этот мир и на эту жизнь. Но, быть может, существует в
некая живая трансцендентность, чья красота побуждает нас любить этот
ограниченный и смертный мир, предпочитать его любому другому. Таким образом,
искусство приобщает нас к истокам бунта в той мере, в какой оно наделяет формой
ценности, неуловимые в потоке вечного становления, но зримые для художника,
который хочет похитить их у истории. Чтобы лишний раз в этом убедиться,
поговорим о той форме искусства, которая призвана вторгнуться в процесс
становления, придав ему тем самым недостающую форму, - об искусстве романа.
.