§4. Способы реализации функции воздействия в сфере информативно-регуляторской лексики

.

§4. Способы реализации функции воздействия в сфере информативно-регуляторской лексики

Итак, всюду жизнь: и в этой, казалось бы, совершенно сухой, формали­зованной и клишированной сфере функционирования речи (Вход, Вы­ход, Не курить) диалектически взаимодействуют функции сообщения и воздействия.

Как известно, в каждом языке имеет место единство и борьба двух основных тенденций: одна — это свободное творчество пользующих­ся языком, основанное на продуктивности языковых форм и моделей, другая — это воспроизведение готовых сложных форм, связан­ность, клишированность, регулярная воспроизводимость. Первая дает возможность развивать и творить язык, вторая — экономит усилия пользующихся языком, накапливая «сокровищницу словосочетаний», готовых составных блоков-клише, которые отобраны данным речевым коллективом как оптимальные для выражения данного понятия или мысли.

Первая тенденция реализует функцию воздействия с помощью так называемых свободных форм и словосочетаний, вторая — ориенти­рована на функцию сообщения и реализуется в речи посредством ус­тойчивых единиц.

В информативно-регуляторской лексике, очевидно, доминирует фун­кция сообщения, и основным «орудием производства» являются устой­чивые формулы выражения обращений к народу со стороны тех слоев общества, которые устанавливают правила общественного поведения. Однако английский язык — живой и весьма бурно функционирующий. Описанная выше тенденция к диалектическому взаимодействию функ­ций сообщения и воздействия проявляется в самых разных сферах его речевого использования, включая и такую сухую, деловую, глобально клишированную, как вывески, определяющие публичное поведение человека. Поскольку они (вывески) прямо и непосредственно обраще­ны к людям, весь этот набор прямых обращений, накопленный, опробо­ванный, привычный, время от времени как бы взламывается изнутри, меняет свои формы, пытаясь оказать все большее воздействие на адре­сата, то есть заставить людей делать именно то, что требуют современ­ная культура, идеология, социальные условия.

Очевидно, что и в этой сфере речевой деятельности язык непрерыв­но развивается, экспериментирует, ищет новые формы языкового вы­ражения, способные оказать воздействие на членов данного социума, то есть вызвать у них соответствующие реакции. Разумеется, все эти языковые процессы напрямик связаны с изменениями в культуре, мен­талитете, идеологии.

Рассмотрим способы реализации функции воздействия в обсуждае­мом стиле речи.

Английский язык дает больше материала игры с языком, заигрыва­ния с «клиентом», поэтому продолжим пока исследование английского языка. Имеющийся в нашем распоряжении материал позволил выде­лить следующие приемы и способы оказания воздействия на воспри­нимающего (реципиента) через все эти разнообразные приказы, реко­мендации, инструкции.