4. Игра слов, юмор, рифмовки, намеренное искажение правописания
.4. Игра слов, юмор, рифмовки, намеренное искажение правописания
Как правило, в текстах объявлений сочетаются сразу несколько приемов, перечисленных выше.
С культурологической точки зрения наиболее существенно то, какие именно просьбы-требования получают эти дополнительные усилия, какие моменты настолько волнуют общество, что оно тратит ум, силы, деньги на максимально воздействующее объявление.
Оказывается, что это — просьбы оплатить проезд, парковку и т. п.:
Заплати и предъяви квитанцию. |
Pay and display (Великобритания) |
Будь честным — плати за проезд. |
Be fair — pay fare (Паром в Сиднее, Австралия) |
Во втором примере это одновременно и рифма, и игра слов. (Вспоминается наше: Граждане пассажиры! Своевременно оплачивайте проезд.)
Призыв быть начеку и не пасть жертвой воров выражен с вполне английским чувством юмора:
Don't forget: thieves are not on holidays this Christmas [He забывайте: воры не отдыхают на Рождество].
Сравните приводившееся выше нейтральное:
Beware: thieves operate in this building [Осторожно: в этом здании орудуют воры].
Оба объявления висели в Ноттингемском университете в Великобритании. Традиции со времен Робин Гуда?
В лондонском кинотеатре аналогичное объявление имело совершенно другую форму и носило тон брюзгливо-обвинительный (так и виделся за ним полицейский, у которого на лице написано: сами виноваты!):
Please do not invite crime by leaving the handbags and valuables on your seat unattended [Пожалуйста, не провоцируйте преступников — не оставляйте без присмотра сумки и ценные вещи на сиденьях].
На игре слов основано объявление о перевозке мебели в Англии:
Careful movers [Аккуратные перевозчики мебели].
Ср.: to move furniture 'перевозить мебель', mover — 'инициатор, автор идеи, плана' (БАРС), person who formally moves a proposal [человек, который делает формальное предложение]' (OALD), «an active person who changes things, gets them moving [активный человек, который меняет вещи, переставляет их]» (определение носителя языка).
Намеренное искажение правописания — один из способов привлечения внимания:
For the best Chinese food in London WOK THIS WAY! [За лучшей китайской пищей в Лондоне ИДИТЕ СЮДА! (wok 'особая сковорода для приготовления китайских блюд' вместо walk 'идти')].
While-u-wait [Пока вы ждете (и вместо уоu)].
Та же цель достигается использованием омофонов. Например, на вывеске в секции одежды для беременных:
Mothers 2 be [Будущим мамам (two вместоtо)].
Или:
Vote 4 John Smith [Голосуйте за Джона Смита four вместо for )].
Среди массы объявлений разных видов и форм особенно выделяются в плане фантазии и выдумки формы призывов на дорогах, обращенные к водителям. Создается впечатление, что в англоязычном мире, как и везде, дорожно-транспортные происшествия — это острейшая проблема, и принимаются все возможные, в том числе языковые, меры, чтобы заставить водителей снизить скорость, не пить и не засыпать за рулем, соблюдать все правила движения:
Drive with care, give us a brake (Денвер, Колорадо) |
Ведите машину осторожно, дайте нам передохнуть. |
Более принято Drive with caution [Ведите машину осторожно]. Игра слов: brake 'тормоз' и break 'перерыв, передышка'. |
|
Kill your speed, not a child (Лондон) |
Сбавьте (букв. убейте) скорость, а не ребенка. |
О включенной радарной аппаратуре, которая фиксирует превышение скорости и мгновенно заносит данные об автомобиле в компьютер, что грозит водителю большими неприятностями, лондонские юмористы сообщают весело (большими буквами):
SMILE YOU ARE ON CAMERA [УЛЫБНИТЕСЬ, ВАС СНИМАЮТ],
а маленькими приписывают:
cctv recording in operation [здесь работают видеокамеры].
Слово came a, обозначающее также и фотоаппарат, усиливает юмор, поскольку во время фотосъемки обычно говорят что-либо вроде: «Улыбочку!»
Tiredness is killing. Take a break (Шоссе в Англии) |
Усталость может убить. Сделай паузу. |
Здесь и игра слов, основанная на разных значениях слова kilting (убить физически или морально), и рифма: take a break.
Прекрасная автодорога, соединяющая Сидней и Мельбурн (Hume Highway), имеет богатую коллекцию призывов к водителям, выполненных на высоком профессиональном уровне с учетом и психологии, и художественности, и эффективности воздействия:
Stop. |
Остановись. |
Revive. |
Отдохни. |
Survive |
Сохрани себе жизнь. |
Drowsy drivers die |
Сонные шоферы погибают. |
Rest if sleepy |
Отдохни, если засыпаешь. |
Don't sleep and drive |
Не спи за рулем. |
Break the drive, |
Остановись, |
stay alive |
Останься в живых. |
В Англии на бампере или на заднем стекле автомобиля картинка, изображающая кошечку или собачку с перевязанной лапкой или головой, с подписью:
Stow down for our sake [Сбавь скорость ради нас].
Автобусное начальство общается с пассажирами в совершенно другом жанре. Это понятно: обращение к водителю, занятому управлением машиной, особенно если она несется с огромной скоростью, должно быть кратким и выразительным, иначе его просто никто не прочитает. Другое дело — пассажир автобуса. Он сидит, делать ему нечего, вот тут-то его и надо поучить общественному поведению:
Пассажиры не должны 1. Заходить за это объявление 2. Разговоривать с водителем без особой надобности 3. Оставлять багаж в проходе. |
Passengers must not 1. Stand forward of this notice 2. Speak to the driver without good cause 3. Leave luggage in any gangway (Бат, автобус № 18) |
Соображения для собратьев-пассажиров. |
Consideration for fellow passengers. |
Пожалуйста, помогите нам содержать этот автобус в чистоте и сохранять дружественную атмосферу, проявляя уважение к другим. |
Please help us to keep this bus clean and to maintain a friendly environment on board by showing consideration for others |
Личные стереомагнитофоны. |
Personal stereos. |
Пожалуйста, подумайте о тех, кто находится рядом с вами и используйте свои магнитофоны индивидуально, уменьшив звук. Пассажиры и багаж. |
Please think of those around you and keep your personal stereos personal, by keeping the volume down Passengers and luggage. |
Мы просим вас держать багаж рядом с собой во время всей поездки и не ставить его на сиденья или в проходах. Пожалуйста, уступайте места старшим, инвалидам или лицам с детьми. |
You are asked to keep any luggage close by you at all times when traveling and to avoid putting your baggage on seats or in gangways. Please offer your seat to elderly or disabled people or anyone with babies or young children |
Еда, напитки, мусор. |
Eating, Drinking and Litter. |
Пожалуйста, прекратите есть или пить до того, как вы сядете в автобус. При этом мусор выбросите в корзину, иначе он окажется на полу и на сиденьях, а это опасно и к тому же неприятно. |
Please finish any food and drink and dispose of it in a bin before boarding the bus -- otherwise litter ends up on the floor and seat and can be dangerous as well as unpleasant for other passengers |
Не курить. |
No smoking. |
всех лондонских автобусах. Тем, кто нарушит этот запрет, придется заплатить большой штраф. |
You are reminded that smoking is not allowed anywhere on London's buses. There is a heavy fine for those who won't comply |
Впрочем, воспитание пассажиров начинается с автобусной остановки:
Протяните руку помощи. Если вы видите, что кому-либо трудно подняться в наш автобус, пожалуйста, протяните руку помощи. Пожилые, инвалиды, родители с маленькими детьми и те, у кого много багажа, оценят вашу помощь. |
Lend a hand! If you see someone in difficulty getting on and off our bus don't be afraid to offer a helping hand. Elderly people, disabled people, those caring shopping and parents with small children may appreciate assistance |
Обратите внимание на местоимение our: вместо обычного the bus [автобус] — our bus [наш автобус]. Оно вносит ноту личного отношения, личной заинтересованности. Объявление оживает: представляется добрый, внимательный, хорошо воспитанный начальник (смотритель?) автобусов, который плохого не посоветует. И детям полезно почитать, пока ждут автобуса...
Остановимся на тех особенно интересных и эффектных случаях, когда в тексте, обращенном к народу, переплетаются разные приемы воздействия на реципиента.
Перед большим универмагом в Америке висит огромный плакат:
Please return carts here.
Help us keep prices low and prevent damage to your vehicle. Thank you [Пожалуйста, ставьте тележки сюда. Помогите нам сохранять цены низкими и предотвращать нанесение урона вашему личному транспорту. Спасибо].
Здесь целый букет приемов, которые должны заставить человека выполнить желание сотрудников магазина. Это и повышенная вежливость (please, thank you), и попытка подкупа (low prices), и скрытая угроза (damage to your vehicle), и открытая просьба о помощи (help us). Все эти разнообразные языковые и психологические уловки использованы для того, чтобы покупатели универмага возвращали тележки в нужное место.
На внешней стене этого же магазина две двери, явно не для покупателей. На одной очень лаконично сказано:
Fire door. Do not block [Пожарный выход. Не блокировать].
Все ясно: категорический запрет (Do not block) и краткое объяснение (Fire door). Следовательно, не загораживайте машинами эту дверь. Это запасный выход на случай пожара.
На соседней двери длинное объявление — почти стихотворение в прозе. Начинается оно с написанной большими буквами строчки из популярной ковбойской песни, где верная лошадь просит ковбоя не запирать ее в загоне:
DON'T FENCE ME IN. |
HE ЗАКРЫВАЙ МЕНЯ! |
To provide you with better service workers must have access to this side for a distance of ten feet. Please keep this area dear |
Чтобы обеспечить вам более высокий уровень услуг, рабочие должны иметь доступ к этой стороне на расстоянии десяти футов. Пожалуйста, не занимайте этот проем. |
Композиция этого объявления заключается в следующем. Сначала привлекается внимание: крупными буквами и строчкой из популярной песни. Это два крючка, на которые ловится «клиент». Затем объяснение, почему нельзя блокировать эту дверь (workers must have access) с попыткой подкупа (to provide you with better service).
Контраст между этими двумя объявлениями на двух соседних дверях говорит сам за себя.
В последние годы наметилась тенденция ломать привычные клише, заменять их более игривыми формами, привлекающими внимание. Например, привычное всему миру Made in USA [Сделано в США] теперь часто заменяется гордым: Crafted with pride in USA [С гордостью изготовлено в США], о чем шла речь в предыдущей главе.
На художественной продукции (свечка ручной работы, шарф, расписанный вручную и т. п.) изготовители иногда пишут: Made by nice people in USA [Сделано милыми люди в США]. Эта надпись вызывает теплые чувства, улыбку и, может быть, желание купить.
Наряду с сухим и клишированным Dry cleaning only [Только химическая чистка] на предметах одежды теперь иногда пишут игривое I am washable [Меня можно стирать].