4.1. Историческая теория науки Дюгема
.4.1. Историческая теория науки Дюгема
Первым, кто сформулировал подобный взгляд, был П.Дюгем
В основе этих взглядов лежит идея, согласно которой перейти
от данных к высказываниям физической теории можно только с помощью сложного
механизма перевода, который не допускает однозначной корреляции. Об этом уже
шла речь в предыдущей главе, хотя там использовались более современные понятия,
чем те, какими располагал Дюгем. Смысл идеи можно было бы выразить следующим
образом: один и тот же факт может соотноситься со множеством различных и даже
взаимоисключающих теоретических высказываний, поскольку точность измерений
зависит от ограничений, внутренне присущих соответствующим измерительным
процессам (например, от характера измерительных приборов)
Поэтому, заключал Дюгем, вопрос о том, следует ли считать
данную теорию опровергнутой, зависит от того, каким критерием руководствуется
выбор механизма, позволяющего переходить от данных к теоретическим
высказываниям. Хотя без такого критерия обойтись нельзя, он не следует с
необходимостью ни из каких-либо универсальных свойств познающего разума, ни из
природы познаваемых объектов. Перед нами та же проблема выбора, о которой уже
шла речь во 2 и 3 главах. Чем очевиднее выступала эта идея для Дюгема,
анализировавшего как собственные научные исследования, так и чужой опыт, тем
большее беспокойство она вызывала. Quaestio juris
Как уже отмечалось, последним гарантом объективности
принимаемых решений Дюгем считал историю науки. Только обращение к истории,
утверждал он, позволяет нам вообще понять физическую теорию и создает
возможность ее всестороннего анализа. Иллюзия произвола в выборе механизма
перехода от данных к теоретическим высказываниям проистекает только из
чрезмерной абстрактности, неисторичности и односторонности теории науки.
История науки, считал Дюгем, напротив, позволяет проследить все глубоко
обоснованные стадии развития науки, ведущие к появлению и утверждению научных
теорий. Хотя верно, что ни одна из этих стадий не связана с какой-либо необходимостью,
тем не менее физике присущ некий "здравый смысл" (bon sens), которым
она безошибочно руководствуется в своем историческом развитии
Этот "здравый смысл", по Дюгему, обладает как
исторически обусловленными, так и внеисторическими характеристиками. Первые
связаны с конкретной исторической ситуацией: чтобы проникнуть в замыслы
исследователя, мы должны изучить все детали и различные возможности
познавательной ситуации, в которой реализовался тот или иной замысел. Однако
это не означает никаких общеобязательных правил, существующих независимо от
конкретных ситуаций. Иногда bon sens позволяет как-то удерживать (несмотря на
экспериментальные трудности) даже те теоретические основания, у которых нет
прямых доказательств или возможностей непосредственного исследования; иногда
же, напротив, он дает возможность отвергнуть ранее некритически принятые
основания и заменить их другими. Очевидно, что дюгемовский bon sens не озабочен
проблемой универсальных критериев фальсификации или верификации, о которой с
такой готовностью рассуждают сегодня. Решения, принимаемые теоретиком, всегда
объясняются уникальным историческим контекстом, в котором протекает процесс
научного исследования. "Историческое" поэтому вовсе не означает, что
нечто, считавшееся прежде истинным, позднее обнаруживает свою ложность. Имеется
в виду другое. "Историческое" означает здесь скорее то, что
физическая картина мира в той мере и до тех пор, пока она зависит от механизма
перехода от данных к теоретическим высказываниям, возникает в конкретной
исторической ситуации и исчезает вместе с последней. С этой точки зрения
картина мира - это часть и конституирующий элемент истории; у нее нет вечного и
неизменного прототипа, к которому она якобы приближается в своем развитии.
Именно так следует понимать мысль Дюгема, хотя сам он использовал для ее
выражения другие слова. По Дюгему, типичная ошибка заключается в том, что забывают
об этой исторической обусловленности признанных теоретических суждений и
начинают усматривать в них некие универсальные, вечные, самоочевидные истины.
Для пояснения своего тезиса Дюгем приводил, в частности, пример Эйлера
В какой мере bon sens физики мог претендовать на
сверхисторическую инвариантность? Во-первых, по Дюгему, в основе здравого
смысла лежат одинаковые ощущения и мнения; это свидетельствует, что теории
упорядочивают явления в соответствии с определенной онтологией
Во-вторых, эта конституирующая мир науки вера в
онтологический порядок лежит в основе неизменных правил, фундаментальных
принципов, формулируемых теорией науки, которые, по мнению Дюгема, красной
нитью проходят сквозь всю историю науки. Эти правила обеспечивают расширение,
углубляющееся единство и универсальность физики. Благодаря их выполнению
история физики представляет собой процесс непрерывной эволюции. Это означает,
что физика постепенно, шаг за шагом становится все более объемной целостностью.
В соответствии с этой целью, считал Дюгем, каждый отдельный исследователь
должен усвоить весь корпус физического знания своей эпохи, чтобы затем
продвинуться в своей работе. Таким образом, далекий и, быть может, недостижимый
идеал естествознания заключается в возможности выведения явления из теории, с
небольшим количеством как известных, так и еще неизвестных аксиом. Дюгем пытался продемонстрировать сверхисторическое
содержание bon sens на примере ньютоновской теории тяготения
Аристотелизм называл некую точку в центре вселенной oikeios
toposЗаполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа