4.2. Критика теории Дюгема
.4.2. Критика теории Дюгема
Дюгем чрезмерно упрощал историю теории тяготения и потому его изображение этой истории неверно. Его излюбленный пример может быть обращен против него же. Тем самым его понятие bon sens теряет значимое содержание, зато тезис об исторической обусловленности теоретико-научных принципов приобретает гораздо более широкий смысл, чем тот, какой ему придавал сам Дюгем.
Когда Коперник придал конкретный смысл аристотелевскому
oikeios topos, это свидетельствовало не о стремлении к прогрессу путем все
большей эволюционной универсализации, как полагал Дюгем, а лишь о принятом
решении опрокинуть освященные вековой традицией и общепризнанные физику и
космологию того времени. Именно в этом и заключалась знаменитая коперниканская
революция. Столь радикальный переворот нельзя объяснить, исходя только из
физических или астрономических проблем; следовательно, этот переворот не
является плодом bon sens, работающего только в области физики. Более широкие
исследования этого исторического события показывают, что выбор Коперника был в гораздо
большей степени обусловлен революцией возрожденческого мышления в целом
Существует, конечно, соблазн связать соответствующую духу гуманизма
идею Коперника о том, что Вселенная должна быть устроена по принципу простоты,
с дюгемовским bon sens; однако быстро обнаружится бесперспективность такой
попытки. Во-первых, система Коперника не была непрерывно-эволюционным развитием
предшествующих воззрений. Во-вторых, этот пример со всей ясностью показывает,
что дюгемовский идеал единства научного знания не имеет вопреки его
предположению какого-либо внеисторического содержания. Отсутствие единства, в
чем Коперник столь жестко упрекал аристотелизм с его всеохватным разделением
высшего и низшего, небесного и земного, в то время вообще никого не беспокоило,
а, наоборот, считалось выражением божественного мироустроения. Именно по этой
причине Птолемей отводил аргументы в пользу требования большей, чем это было в
его системе, унификации явлений, считал такое требование чистым формализмом.
Несомненно, что если аристотелизм, сталкиваясь с многочисленными трудностями, в
течение веков оставался общепризнанной теорией, это означает только одно - что
коперниканская революция должна рассматриваться как исторически обусловленное
событие, а не как следствие сущностных характеристик человеческого разумаЗаполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа