8.2. Противоречия внутри системных ансамблей как движущая сила развития наук; семь законов исторических процессов
.8.2. Противоречия внутри системных ансамблей как движущая сила развития наук; семь законов исторических процессов
Теории Птолемея, Эйнштейна, Бора, Уэбба и кого бы то ни было еще - сохраняют свою действенность и значимость в рамках определенного системного ансамбля, исторического периода, ограниченного временными параметрами. Этот ансамбль - почва, на которой мы стоим, воздух, которым мы дышим, свет, благодаря которому все становится видимым для нас.
Однако, допустив это, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о том, что же в таком случае значит "научный прогресс" и можем ли мы избежать релятивизма.
Во-первых, из всего сказанного выше следует, что развитие науки существенным образом определяется противоречиями внутри системных ансамблей и состоит во внутренних преобразованиях таких ансамблей. Можно показать это на примере, опять-таки взятом из предшествующих глав; в данном контексте он поможет нам внести ясность в проблему, которая, безусловно, требует более детального анализа.
Рассмотрим системный ансамбль эпохи Возрождения. Уже
отмечалось, что в него помимо прочего входят гуманистический эмансипационизм и
ряд теологических учений, астрономия Птолемея и аристотелевская физика.
Гуманизм, стремящийся приблизить человека к Богу, вступал в противоречие с
астрономией Птолемея, согласно которой Земля рассматривалась как юдоль греха (Status
corruptionis); эта астрономия была тесно связана с теологией того времени.
Коперник разрешил это противоречие, изменив астрономию, ориентировав ее на
гуманизм. Но при этом возникло новое противоречие - между новой астрономией и
аристотелевской физикой, оставшейся незатронутой изменениями. Были предприняты
попытки устранить и это противоречие. Но когда эта задача была (позднее)
выполнена Ньютоном, не только Аристотель, но и Коперник были вынуждены покинуть
сцену
Эти примеры показывают не только, что понятие системного
ансамбля может быть использовано для прояснения и более четкой
концептуализации, классификации и упорядочения исторических явлений, но что
источником важнейших событий внутри системных ансамблей являются его внутренние
противоречия. С самого начала существование системного ансамбля Возрождения,
как и всякого другого исторического ансамбля, характеризовалось разломами и
брешами в его целостности, что выдвигало на первый план задачу их устранения. В
этом примере важен еще один момент: искомый "катарсис" может быть
достигнут только теми средствами, какие дает сам же системный ансамбль. Решение
противоречий ищется в той самой исторической ситуации, в какой возникают эти
противоречия; ситуация преобразует себя на своей же собственной основе - это и
есть внутренняя трансформация системного ансамбля. Когда поставлен вопрос: что
в действительности происходит при устранении внутреннего противоречия
системного ансамбля - ответ должен быть следующим: разрешение противоречия есть
выбор в пользу какой-то из частей этого ансамбля, за которым следуют попытки
приспособить остальные части к одной выбранной. Критика реально существующего и творческое его изменение в
равной мере опираются на конкретную историческую данность. К этому важно
добавить следующее: в каждом случае те определяющие или конституирующие
элементы системного ансамбля, которые одержали победу над другими элементами, в
большей степени противоречат фактуальным высказываниям, чем побежденные.
Вращение Земли оставалось неразрешимой загадкой до тех пор, пока не был
сформулирован закон инерции; соответствующие физические теории ad hoc были
изобретены специально, чтобы компенсировать отставание коперниканской теории от
вытесняемой ею аристотелевской физики. Не открытие новых фактов, а скорее
внутренняя противоречивость системного ансамбля являлась главной причиной его
развития. Это можно выразить следующим афоризмом: движение науки есть
самодвижение системных ансамблей. Здесь самое время заметить, что это ничего общего не имеет с
гегелевской философией, хотя на первый взгляд могло бы показаться, что имеет
место сходство. Не вдаваясь в частности, выделим только наиболее очевидные
различия. Противоречия, о которых здесь идет речь, и процессы, которые ими
вызываются, не являются, по сути, диалектическими. Например, гуманистический
эмансипационизм Возрождения и астрономия Птолемея не связаны как тезис и
антитезис в смысле Гегеля, поскольку между ними нет необходимой связи. Ни
противоречивость системы, ни разрешение этого противоречия не могут
рассматриваться как рациональная необходимость; стороны противоречия в данном
случае не выступают в строго определенной форме как таковые. Даже научные
теории по сравнению с вненаучными системами правил скорее являются исключениями
в этом отношении, отличаясь от вненаучных систем только степенью точности.
Причина не в каких-либо несовершенствах теорий, а скорее в том, что формальное
совершенство теорий часто становится причиной их ригидности и неспособности
поспевать за постоянно меняющимися историческими ситуациями, и потому развитие
теорий часто связано с разрушением их формального благополучия. Поэтому
системы, в том числе научные системы, как правило, не являются строго
закрытыми; скорее можно говорить, что они устроены так, как того требуют цели,
ради которых они в тот или иной момент возникают. Поскольку системы должны
иметь возможность приспосабливаться к изменениям, не всегда можно точно или
строго определить следующие из них выводы. Это значит, что существует
определенная свобода конструирования и интерпретации систем, из чего следует,
что концептуализация противоречий между системами и их решение не могут
осуществляться со строгостью рациональной необходимости. Если же говорить о
гегелевской диалектике, то она представляет мышление как процесс,
необходимость, строгость и точность которого соответствует аналогичным
требованиям формальной логики. Что касается самого Гегеля, то для него
необходимость и логическая обязательность истории тем более неизбежны, что эта
система освящена и благословлена мировым духом. Однако я не могу связать
рассмотрение исторических событий и процессов ни с чем подобным. В отличие от Гегеля я настаиваю на контингентности истории.
Прежде всего она свойственна спонтанным актам, благодаря которым едва
наметившиеся несогласованности в реализациях систем превращаются в очевидные
противоречия, а затем разрешаются. "Спонтанными" я называю эти акты
потому, что мы не обязаны следовать лишь одному из возможных способов действия.
Более того, можно было бы сказать, что все эмпирическое является в то же время
и контингентным, оно вовсе не устраняется тем обстоятельством, что факты
находятся в прямой зависимости от теории (см. 3 главу). Каждый системный
ансамбль - это конкретное проявление тех возможностей, благодаря которым
люди могут, вообще говоря, судить о реальности и оценивать ее. Если
воспользоваться терминологией Канта, системные ансамбли являют собой
"условия возможности" опыта. Эти условия исторически изменчивы - в
этом различие между моей концепцией и кантовской. Однако нельзя точно
предсказать, как именно предстанет реальность в условиях данного системного
ансамбля; поэтому можно говорить о ее контингентности, как и о контингентности
реакций на такое понимание реальности, определяемых тем же самым системным
ансамблемЗаполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа