13.5. Понятие "теории" в исторических науках
.13.5. Понятие "теории" в исторических науках
После того, как мы шаг за шагом пытались постепенно приблизиться к пониманию всеобщего, присущего историческим наукам, следует еще раз рассмотреть уже упоминавшееся в 8 и 9 главах понятие историко-научной теории. Общеизвестно, что в естественных науках есть теории. Принято говорить о теории света, тяготения, элементарных частиц и т.д. Удивительным образом это понятие почти не употребляется в исторических науках; уж во всяком случае не систематически и без полного осознания того, что следует иметь в виду, говоря о "теории".
Теории в естественных науках помимо прочего имеют своей целью объяснение определенного класса природных явлений, упорядочивание их и сведение в предельно широкую систему естественных законов. Применительно к историческим наукам о теориях можно сказать то же самое. Вместо законов природы здесь выступают правила из определенной области знания (например, из римского права), которые подбираются таким образом, чтобы из них по возможности выводились все правила, относящиеся к данной области; эти теории также служат объяснению определенного класса явлений (исторических), и призваны упорядочить их и свести к системе правил, охватывающих как можно более широкую область.
Здесь мне видится глубокая связь с "идеальным
типом" Макса Вебера, хотя Вебер, очевидно, не отдавал себе отчета в том,
что этот тип должен иметь форму теории. Цитата из его эссе <<
"Объективность" социально-научного и социально-политического познания
>> показывает это, как мне кажется, достаточно ясно, являясь одновременно
примером историко-научной теории. Вначале Вебер дает изображение товарного
рынка, свободной конкуренции и т.п., и далее пишет: "Этот мысленный образ
сочетает определенные связи и процессы исторической жизни в ... космос
мысленных связей... Ее отношение к эмпирически данным фактам действительной
жизни состоит в следующем: в тех случаях, когда абстрактно представленные в
названной конструкции связи, то есть процессы, связанные с "рынком",
в какой-то степени выявляются или предполагаются в действительности как
значимые, мы можем, сопоставляя их с идеальным типом, показать и пояснить с
прагматической целью своеобразие этих связей"
Таким образом, считает Вебер, конструируется, например,
что-нибудь вроде идеи средневекового городского хозяйства, т.е. "идеальный
тип", способствующий объединению разрозненных явлений в целостную
мыслительную картину. На мой взгляд, это он подметил очень точно, несмотря на
отсутствие указания, на то, что это объединение как раз и представляет собой
теорию правил. Ведь только ею и может быть идея, и только в теории может
заключаться идея городского хозяйства средневековья
Здесь непременно возникнут возражения по поводу
использования понятий "теория" и "система" применительно к
историческим наукам: они, мол, привносят в историю рациональность и логику,
которых там нет. История не укладывается в системы. Никогда не бывает до конца
ясно, что в ней происходит. Кроме того, в ней царят страсти, заблуждения,
безумие и противоречия. "Веществом истории, - писал Шопенгауэр, - ...
является мимолетное сплетение подвижного, как облака на ветру, мира людей,
которое зачастую меняет свой рисунок под влиянием ничтожнейшей из
случайностей"Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа