Политика.
.Политика.
Прикладные исследования и практическая работа социального психолога в сфере политики — относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой социальной психологии давно накоплен. Первые работы, принадлежащие Г. Лассуэлллу, относятся к 30-м гг. Обозначена специальная ветвь психологической науки — «политическая психология», в фундаментальных работах по которой выявлен круг и практических ее приложений (М. Герман, И. Джанис, В. Стоун, П. Шаффнер). Перечень проблем политики, в анализе которых есть место для социальной психологии, очевиден: это психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и многое другое. Однако проблемы эти в большей степени разработаны как теоретические (Дилигенский, 1994; Шестопал, 1990). Что же касается практических приложений социальной психологии в этой сфере, то в общем этот вопрос достаточно детально еще не разработан, хотя кое-какие попытки и предпринимаются.
Важно отдавать себе отчет в тех специфических трудностях, которые стоят перед психологом, работающим, например, консультантом у какого-либо крупного политического деятеля (Гозман, 1994). Во-первых, это совмещение в политике двух качеств: возможности (в частности, финансовой) приглашать психолога и желания сделать это (т.е. понимания важности такой работы). Во-вторых, это проблема времени для исследования и консультирования, и доступа к данным: политические решения часто должны быть приняты в сжатые сроки, а часть данных является секретной. В-третьих, психолог, дающий личные рекомендации политическому деятелю, должен в той или иной мере разделять его концепцию, его взгляды, т.е. встает проблема соотнесения профессиональной и гражданской позиции психолога. В-четвертых, нужно преодолеть негативное отношение к психологической службе в политике, которое иногда имеет место среди общественности («политик не должен жить подсказками» и т.п.).
Тем не менее осознание необходимости психологической поддержки постепенно распространяется среди политических деятелей. В нашем обществе это осознание пришло вместе с радикальными преобразованиями в разных сферах жизни общества, с изменениями экономических и политических структур, с возникновением совершенно новых отношений, в том числе в политической сфере, например в период избирательных кампаний. Поэтому постепенно формируются проблемы и методы работы психолога в этой области.
Обобщения первых опытов такого рода позволили выделить следующие направления (Гозман, 1994).
1.
Участие в
разработке и принятии решений. Беда многих политических
решений в том, что при их
разработке не принимали в расчет такой фактор, как
восприятие этих решений гражданами. Иными словами,
не учитывались
психологические последствия принимаемых
решений. Коррекцию политического
решения с этой точки зрения и должен
осуществлять психолог: учесть ожидания
граждан, построить прогноз восприятия документа разными слоями населения.
Чтобы такой прогноз был обоснованным,
необходимы предварительные замеры
состояния массового сознания, что
возможно сделать лишь совместными усилиями
психологов и социологов, а в
экономической политике — и экономистов. Если
решение заведомо непопулярно (а в
кризисные периоды это встречается сплошь и
рядом), психолог обязан предвидеть и
возможные конфликты на почве принятия (или
непринятия) политического решения, обозначить пути их возможного
устранения.
2.
Второе направление практической
деятельности психолога (как, впрочем, и
социолога) — это систематический анализ
динамики общественного мнения. Здесь
речь идет не об отношении к каждому конкретному
решению, а об общем
представлении в массовом сознании тех
или иных политических, экономических и
социальных реалий. В дополнение к традиционным методам изучения
общественного мнения, принятым в социологии,
социальный психолог может
проводить серию глубоких интервью, получая
специфические «срезы» мнений
отдельных групп по отдельным вопросам.
Поскольку заказчиком в таком
исследовании выступает либо
конкретный политик, либо какая-то политическая
структура, надо быть готовым к тому,
что полученная психологом картина не
удовлетворит инициатора исследования. В
принципе каждый политик и сам
определенным образом ориентируется (или думает, что ориентируется) в
общественном мнении, и его заключение может не
совпадать с выводами
исследователя. Самая распространенная
среди политиков болезнь — принимать
желаемое за действительное, и
психологу-практику надо быть готовым к тому, чтобы
убедить заказчика в корректности
своего анализа. Специфический вариант работы
психолога-практика в этой сфере — рекомендации политику относительно его
встреч
с избирателями или с какими-то другими
группами населения. Здесь имеется в виду,
в частности, просветительская работа с
политиком по поводу способов общения,
роли диалогического общения и т.п.
3. Третье направление
— это прямое консультирование политических
деятелей перед их публичными
выступлениями. Работа, которая выполняется при
этом, сходна с работой в рекламе: она
обозначается как создание имиджа, т.е.
определенного образа. Имидж политика
это не прихоть, а важное условие его
популярности. Имидж имеет значение при
выступлениях по телевидению, на митинге, на встрече, но это его непосредственные
проявления. Вместе с ними создается
и более стабильный имидж, аккумулирующий публичные появления политика перед людьми, информацию о
нем в печати, в слухах и т.д. Работа консультанта по созданию имиджа политика весьма
щепетильна. Она не может заключаться
в том, чтобы «сделать» человека (например, другим, чем он есть на самом деле, т.е. в полном смысле слова
выступить «имиджмейкером»). Смысл работы в том, чтобы дать заказчику обратную связь, касающуюся того, как воспринимаются внешний вид оратора,
его мимика, жестикуляция, построение речи и т.д. Такого рода консультирование в
общем сходно с тем, которое может быть предложено и руководителю фирмы или
компании, и педагогу, и любому лектору. Однако, учитывая специфику деятельности
политика, масштаб его влияния, консультирование
в данном случае становится особенно ответственным.
4. Четвертое направление работы — создание психологических портретов оппонентов, а в более широком смысле — психологическое обеспечение различного рода переговоров. Демократизация политической жизни поднимает все поставленные вопросы с особой остротой. На примере работы психолога-практика в области политики особенно отчетливо видна необходимость высочайшей компетентности специалиста, включающей в себя не только знание конкретных технологий экспертизы, консультирования, но и содержательных проблем общественной жизни.
Литература
Авдуевская Е.П., Араканцева Т.А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.
Базаров Т.Ю. Практика работы с персоналом в организациях // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
Белкин П., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987.
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.
Гозман Л.Я. Психология в политике: от объяснений к воздействию // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988.
Зазыкин В.К. Психология в рекламе. М., 1992.
Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель... М., 1993.
Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978.
Липатов С.А. Методы социальной психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.
Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977.
Свенцицкий А. Социальная психология управления. Л., 1986.
Социально-психологический климат коллектива. М., 1979.
Человек и его работа. М., 1967.
Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.
Ширков Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психологию. М, 1994. Яковлев A.M. Преступность и социальная психология. М., 1971.
.