Политика.

.

Политика.

Прикладные исследования и практическая работа социального психолога в сфере политики — относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой социальной психологии давно накоплен. Первые работы, принадлежащие Г. Лассуэлллу, относятся к 30-м гг. Обозначена специальная ветвь психологической науки — «политическая психология», в фундаментальных работах по которой выявлен круг и практических ее приложений (М. Герман, И. Джанис, В. Стоун, П. Шаффнер). Перечень проблем политики, в анализе которых есть место для социальной психологии, очевиден: это психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и многое другое. Однако проблемы эти в большей степени разработаны как теоретические (Дилигенский, 1994; Шестопал, 1990). Что же касается практических приложений социальной психологии в этой сфере, то в общем этот вопрос достаточно детально еще не разработан, хотя кое-какие попытки и предпринимаются.

Важно отдавать себе отчет в тех специфических трудностях, которые стоят перед психологом, работающим, например, консультантом у какого-либо крупного политического деятеля (Гозман, 1994). Во-первых, это совмещение в политике двух качеств: возможности (в частности, финансовой) приглашать психолога и желания сделать это (т.е. понимания важности такой работы). Во-вторых, это проблема времени для исследования и консультирования, и доступа к данным: политические решения часто должны быть приняты в сжатые сроки, а часть данных является секретной. В-третьих, психолог, дающий личные рекомендации политическому деятелю, должен в той или иной мере разделять его концепцию, его взгляды, т.е. встает проблема соотнесения профессиональной и гражданской позиции психолога. В-четвертых, нужно преодолеть негативное отношение к психологической службе в политике, которое иногда имеет место среди общественности («политик не должен жить подсказками» и т.п.).

Тем не менее осознание необходимости психологической поддержки постепенно распространяется среди политических деятелей. В нашем обществе это осознание пришло вместе с радикальными преобразованиями в разных сферах жизни общества, с изменениями экономических и политических структур, с возникновением совершенно новых отношений, в том числе в политической сфере, например в период избирательных кампаний. Поэтому постепенно формируются проблемы и методы работы психолога в этой области.

Обобщения первых опытов такого рода позволили выделить следующие направления (Гозман, 1994).

1.          Участие в разработке и принятии решений. Беда многих политических
решений в том, что при их разработке не принимали в расчет такой фактор, как
восприятие этих решений гражданами. Иными словами, не учитывались
психологические последствия принимаемых решений. Коррекцию политического
решения с этой точки зрения и должен осуществлять психолог: учесть ожидания
граждан, построить прогноз восприятия документа разными слоями населения.
Чтобы такой прогноз был обоснованным, необходимы предварительные замеры
состояния массового сознания, что возможно сделать лишь совместными усилиями
психологов и социологов, а в экономической политике — и экономистов. Если
решение заведомо непопулярно (а в кризисные периоды это встречается сплошь и
рядом), психолог обязан предвидеть и возможные конфликты на почве принятия (или
непринятия) политического решения, обозначить пути их возможного устранения.

2.          Второе направление практической деятельности психолога (как, впрочем, и
социолога) — это систематический анализ динамики общественного мнения. Здесь
речь идет не об отношении к каждому конкретному решению, а об общем
представлении в массовом сознании тех или иных политических, экономических и
социальных реалий. В дополнение к традиционным методам изучения
общественного мнения, принятым в социологии, социальный психолог может
проводить серию глубоких интервью, получая специфические «срезы» мнений
отдельных групп по отдельным вопросам. Поскольку заказчиком в таком
исследовании выступает либо конкретный политик, либо какая-то политическая
структура, надо быть готовым к тому, что полученная психологом картина не
удовлетворит инициатора исследования. В принципе каждый политик и сам
определенным образом ориентируется (или думает, что ориентируется) в
общественном мнении, и его заключение может не совпадать с выводами
исследователя. Самая распространенная среди политиков болезнь — принимать
желаемое за действительное, и психологу-практику надо быть готовым к тому, чтобы
убедить заказчика в корректности своего анализа. Специфический вариант работы
психолога-практика в этой сфере — рекомендации политику относительно его встреч
с избирателями или с какими-то другими группами населения. Здесь имеется в виду,
в частности, просветительская работа с политиком по поводу способов общения,
роли диалогического общения и т.п.

3.      Третье направление — это прямое консультирование политических
деятелей перед их публичными выступлениями. Работа, которая выполняется при
этом, сходна с работой в рекламе: она обозначается как создание имиджа, т.е.
определенного образа. Имидж политика это не прихоть, а важное условие его
популярности. Имидж имеет значение при выступлениях по телевидению, на
митинге, на встрече, но это его непосредственные проявления. Вместе с ними создается и более стабильный имидж, аккумулирующий публичные появления политика перед людьми, информацию о нем в печати, в слухах и т.д. Работа консультанта по созданию имиджа политика весьма щепетильна. Она не может заключаться в том, чтобы «сделать» человека (например, другим, чем он есть на самом деле, т.е. в полном смысле слова выступить «имиджмейкером»). Смысл работы в том, чтобы дать заказчику обратную связь, касающуюся того, как воспринимаются внешний вид оратора, его мимика, жестикуляция, построение речи и т.д. Такого рода консультирование в общем сходно с тем, которое может быть предложено и руководителю фирмы или компании, и педагогу, и любому лектору. Однако, учитывая специфику деятельности политика, масштаб его влияния, консультирование в данном случае становится особенно ответственным.

4. Четвертое направление работы — создание психологических портретов оппонентов, а в более широком смысле — психологическое обеспечение различного рода переговоров. Демократизация политической жизни поднимает все поставленные вопросы с особой остротой. На примере работы психолога-практика в области политики особенно отчетливо видна необходимость высочайшей компетентности специалиста, включающей в себя не только знание конкретных технологий экспертизы, консультирования, но и содержательных проблем общественной жизни.

Литература

Авдуевская Е.П., Араканцева Т.А. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

Базаров Т.Ю. Практика работы с персоналом в организациях // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

Белкин П., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

Гозман Л.Я. Психология в политике: от объяснений к воздействию // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988.

Зазыкин В.К. Психология в рекламе. М., 1992.

Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель... М., 1993.

Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978.

Липатов С.А. Методы социальной психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977.

Свенцицкий А. Социальная психология управления. Л., 1986.

Социально-психологический климат коллектива. М., 1979.

Человек и его работа. М., 1967.

Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.

Ширков Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психологию. М, 1994. Яковлев A.M. Преступность и социальная психология. М., 1971.

.