Глава 20

.

 Глава 20

 (1) Возникновение услуг по оказанию помощи самому себе засвидетельствовано в статье "Doctoring Isn't Just for Doctors" by Robert C. Yeager. "Medical World News", October 3, 1977.

(2) Аппараты для измерения давления: "Medical Robot: A Slot Machine for Blood Pressure", "Time", October 10, 1977.

(3) Бум в торговле медицинским оборудованием: "The Revolution in Home Health Care" by John J. Fried. "Free Enterprise", August 1978.

(4) Об организации помощи самому себе: интервью с доктором Аланом Гартнером, содиректором Института новых гуманитарных услуг. Также "Bereavement Groups Fill Growing Need", "Los Angeles Times", November 13, 1977; а также статьи в "Self-Help Reporter", New York.

(5) Гартнер и Рисман [58], p. 6 пишут о 500 тыс. групп по оказанию помощи самому себе. Рисман и Гартнер проделали необычайно полезную работу в области экономики услуг. Их вышедшая в 1974 г. книга [59] является совершенно необходимой.

(6) Введение самообслуживания на бензоколонках: "Save on Gasoline: Pump It Yourself", "Washington Star", June 6, 1975. Также "Now, the No-Service Station", "Time", August 22, 1977; "Business Around the World", "U.S. News & World Report", February 9, 1976.

(7) Клиенты, выполняющие работу кассиров: "Tellers Work 24-Hour Day, and Never Breathe a Word", "The New York Times", May 14, 1976.

(8) Магазины, перешедшие на самообслуживание: "Futureshock/Store Service: The Pressure on Payroll Overload", "Chain Store Age", September 1975. Также: "Marketing Observer", "Business Week", November 9, 1974.

(9) Caroline Bird from [489], p. 109.

(10) Материалы о телефонной линии компании "Whirlpool" предоставлены Уореном Бейвером, менеджером по связям с потребителем - Whirlpool Corporation, Benton Harbor, Michigan.

(11) Продажа электроинструментов:"Tools for the Home: Do-It-Yourself Becomes a National Pastime" by John Ingersoll, "Companion", September 1977. Также "Psychographics: A Market Segmentation Study of the D-I-Y Customer", "Hardware Retailing", October 1978.

(12) Данные, приведенные компанией "Фрост и Салливан", взяты из: "Study of Market for Home Improvement and Maintenance Products", 1976; "Home Center & Associated Home Improvement Products Market", 1978; "The Do-It-Yourself Market" in the E.E.C. "Countries", 1978, Frost & Sullivan, New York.

(13) "U.S. News & World Report": "A Fresh Surge in Do-It-Yourself Boom", issue of April 23, 1979.

(14) Менеджер компании "Texas Instruments" Сирил Браун цит. по: "Top Management Develops Strategy Aimed at Penetrating New Markets", "Electronics", October 25, 1978.

(15) Профессор Иньонг Хэм, из интервью с автором.

(16) Роберт Андерсон цитируется по интервью с автором.

(17) Одним из интересных последствий появления "производителя для себя" является изменение в том, что можно назвать "рыночной интенсивностью" повседневной жизни. Верно ли, что некоторые общества вовлечены в рыночную деятельность более других? Измерить это можно, посмотрев, как люди проводят время. В середине 60-х годов социологи в 12 странах провели исследование того, как городские жители проводят день. Исследователи "бюджета времени" выделили 37 различных видов ежедневной деятельности, начиная с работы, просмотра телевизионных программ и кончая едой, сном или посещением друзей.

Не претендуя на научность, я просто разделил эти 37 видов деятельности на три категории: те, что показались мне более "рыночными", менее "рыночными" и лежащими где-то посередине. Например, время, которое мы тратим на оплачиваемую работу, на покупки в магазинах или поездки на работу, является более "рыночно интенсивным", чем время, потраченное на полив герани у себя на окне, на игру с собакой или болтовню с соседом.

Подобным же образом, некоторые занятия, вовсе не преследующие рыночных целей, настолько коммерциализированны, что занимают промежуточное место. (Туристические поездки, катание на горных лыжах, даже походы в глухие места связаны с приобретением снаряжения, широким использованием платных услуг и совершением экономических сделок, являющихся видоизмененной формой торговли.)

С учетом этих грубых категорий я просмотрел исследования "бюджета времени". И вскоре обнаружил, что некоторые стили жизни - и некоторые общества - более "рыночны", чем другие.

Например, американцы в 44 городах проводят в среднем 36% своего дневного времени, занимаясь деятельностью, связанной с рынком. В оставшиеся 64% они готовят пищу, стирают и гладят белье, работают в саду, едят, чистят зубы, учатся, молятся, читают, работают в добровольных организациях, смотрят телевизор, болтают или просто отдыхают.

Подобную картину мы видим в Западной Европе: средний француз посвящает связанной с рынком деятельности столько же времени, что и американец. Бельгиец немного больше - 38%. Житель Западной Германии - 34%.

Как ни странно, чем дальше мы движемся на восток географически и "налево" политически, тем быстрее растут эти цифры. В Восточной Германии, наиболее технически развитой из коммунистических стран, связанная с рынком деятельность занимает 39% времени бодрствования. В Чехословакии эта цифра вырастает до 42%, в Венгрии - до 44%. И в Советском Союзе она достигает 47%. Таким образом, оказывается, что прежде всего из-за большей продолжительности рабочего дня, но и по другим причинам, жизненный стиль среднего горожанина в Пскове больше связан с рынком, чем у среднего американца. Несмотря на социалистическую идеологию, большая часть жизни среднего жителя социалистических стран проходит в покупке, продаже и обмене товаров, услуг и, разумеется, самого труда.

(18) Шведский рабочий год и абсентеизм: "Shorter Hours of Work" by Birger Viklund, "Arbetsmijo International - 78".

(19) "Набор Брэдли" описан в материалах, предоставленных компанией: Bradley Automotive Division of Thor Corporation, Edina, Minnesota.

(20) Фуш цит. по: "How Does Self-Help Work?" by Frank Riessman, "Social Policy", September/October 1976.

(21) Как общества боролись с безработицей в прошлом, описано в [106].

(22) Замечание по поводу бартера и денег: возникновение "производителя для себя" заставляет нас переосмыслить будущее бартера. В наши дни бартер становится большим бизнесом. Он не ограничивается мелкими сделками между отдельными людьми, меняющими, скажем, старую софу на услуги по ремонту автомобиля или услуги адвоката на лечение зубов. (Множество людей обнаружило, что бартер помогает избежать налогов.) Роль бартера растет и в мировой экономике, поскольку страны и корпорации, неуверенные в быстро меняющихся отношениях твердых и мягких валют, меняют нефть на реактивные истребители, уголь на электричество, бразильскую железную руду на китайскую нефть. Подобный бартер - форма обмена и, следовательно, принадлежит Сектору Б.

Многие из групп помощи самому себе можно охарактеризовать как форму психического бартера - обмен жизненным опытом и советами. Традиционную роль домохозяйки также можно интерпретировать как бартер: ее услуги обмениваются на товары, принадлежащие работающему мужу. Относятся ли ее услуги к Сектору А или Сектору Б? Экономисты Третьей волны будут выделять подобные вопросы, однако, пока они не сделают этого, мы так и не сможем до конца понять реальную экономику, в которой мы живем, как экономику, отличную от экономики Второй волны, которая уходит в историю.

Точно так же следует поставить вопрос о будущем денег. В прошлом деньги заменили бартер частично из-за того, что было очень нелегко поддерживать пути сложного обмена, включающего различные единицы измерения. Деньги радикально упростили ведение документации. Однако широкое распространение компьютеров упрощает отчетность по чрезвычайно сложным торговым операциям и, следовательно, делает роль денег как таковых менее существенной. И вновь мы начинаем думать о подобных вещах слишком поздно. Появление "производителя для себя", его отношение к бартеру и новым технологиям по-новому ставит перед нами старые вопросы.