Статья 99. Виды принудительных мер медицинского характера

.

Статья 99. Виды принудительных мер медицинского характера

1. Суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

2. Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании либо в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.

Комментарий к статье 99

1. В статье приводится перечень принудительных мер медицинского характера, которые могут быть применены судом к лицам, указанным в ст. 97 настоящего Кодекса. Следует отметить, что до 1988 г. УК РСФСР предусматривались лишь две принудительные меры медицинского характера: помещение в психиатрическую больницу общего и специального типа, причем психиатрические больницы специального типа находились в ведении МВД. В 1988 г. в законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми, во-первых, осуществление всех видов принудительного лечения было возложено на психиатрические учреждения органов здравоохранения (что в последующем нашло законодательное закрепление в Законе РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"), а во-вторых, предусматривались три вида принудительных мер, один из которых (в психиатрической больнице с усиленным наблюдением) не имел аналога в прежнем законодательстве. В настоящем же Кодексе предусматривается четыре вида принудительного лечения, что свидетельствует о проявлении определенной тенденции к разнообразию и дифференциации принудительных мер медицинского характера.

2. Впервые в нашей стране УК предусматривается принудительная мера, не связанная с помещением лица в стационарное психиатрическое учреждение, - амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Необходимость введения этой меры обосновывалась юристом Б.А. Протченко еще в 1976 г. Рядом судебных психиатров был примерно очерчен круг психопатологических состояний, являющихся показанием для применения этой меры, конкретизированы ее содержание, порядок применения, правовое положение лиц, к которым она применяется (Ф.В. Кондратьев, Т.А. Котова, 1983; М.М. Мальцева, 1987; М.М. Мальцева, Т.А. Котова, 1995). Определенный положительный опыт применения аналогичных мер накоплен в зарубежных странах, где они особенно успешно используются как завершающий этап после проведения принудительного лечения в стационаре.

Сущность рассматриваемой меры, когда она применяется к лицам с тяжелыми психическими расстройствами, освобождаемым от уголовной ответственности или наказания, состоит в том, что лицо, к которому она применяется, направляется под наблюдение учреждения, осуществляющего амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства больного. Определение суда о назначении этой меры объявляется лицу и направляется в указанное учреждение (психоневрологический диспансер, психоневрологический кабинет поликлиники) и в отделение милиции. Осуществление данной меры состоит в необходимости явки в психоневрологический диспансер (диспансерное отделение, кабинет) с предписанной психиатром периодичностью и выполнения сделанных им лечебных назначений. Отделение милиции оказывает содействие в проведении этих мероприятий, а при необходимости - и в госпитализации лица. Главное преимущество этой меры по сравнению с принудительным лечением в стационаре состоит в возможности сохранения привычного для больного образа жизни, продолжения работы, если для этого нет противопоказаний, выполнения гражданских, семейных и прочих обязанностей, сохранения контактов с близкими. В отличие от обычного диспансерного наблюдения в случае возрастания общественной опасности больного при амбулаторном принудительном лечении судом по представлению комиссии психиатров может быть изменен вид принудительной меры на принудительное лечение в стационаре. Во избежание повторных ООД амбулаторное принудительное лечение может быть применено лишь при наличии соответствующих показаний, о которых будет сказано в комментарии к ст. 100.

3. Виды стационарного принудительного лечения, перечисленные в п. "б", "в" и "г", представляют собой несколько модифицированные (в основном по названию) меры, предусматривавшиеся и в УК РСФСР (ст. 58 и 59 в ред. 1988 г.), в виде помещения в психиатрическую больницу с обычным, усиленным и строгим наблюдением. Сохранение прежнего содержания рассматриваемых мер делает вполне пригодной упомянутую (см. п. 8 комментария к ст. 97) Временную инструкцию для использования в условиях действия настоящего Кодекса.

4. Применение термина "принудительное лечение" вместо "помещение в психиатрическую больницу", имевшегося в УК РСФСР 1960 г., соответствует устоявшейся традиции, в соответствии с которой в юридической и судебно - психиатрической литературе, а также в некоторых официальных документах употребляется именно это словосочетание. Кроме того, как уже отмечалось (см. п. 3 комментария к ст. 98), оно более точно отражает суть этих мер, поскольку из предписанного судом "помещения" в больницу не вытекает непосредственно право врачей на проведение независимо от согласия больного различных мероприятий лечебного характера, в чем заключается (в соответствии со ст. 98 настоящего Кодекса) одна из целей этих мер.

Обратим внимание и на то, что название "больница" заменено в комментируемой статье на "стационар". Данную редакцию также следует оценить как более точную, поскольку согласно номенклатуре Минздрава больница является одной из разновидностей учреждений, оказывающих стационарную помощь. Но такую помощь могут оказывать и другие учреждения (диспансеры, клиники, институты, центры), имеющие соответствующие подразделения. Родовым понятием, объединяющим все эти учреждения и подразделения, является "стационар". Исполнение такого определения может быть поручено, следовательно, психиатрическому учреждению, располагающему стационаром соответствующего профиля.

5. Под психиатрическим стационаром общего типа (п. "б") следует понимать отделение психиатрической больницы или другого аналогичного учреждения, оказывающего стационарную психиатрическую помощь. Проведение принудительного лечения не является основной функцией данного отделения. Оно может быть как общепсихиатрическим (территориальным), так и узкопрофилированным (эпилептологическим, геронтопсихиатрическим, подростковым и т.п.). Выбор отделения, в которое помещается больной для принудительного лечения, определяется характером имеющегося у него психического расстройства и профилем отделения или зоной его обслуживания (п. 18 Временной инструкции). Поскольку большая часть больных такого отделения находится там на общих основаниях (т.е. не на принудительном лечении), режим содержания такого лица будет соответствовать режимам, применяемым в отношении других пациентов. Единственным дополнительным условием является закрытый характер отделения (отсутствие свободного выхода), проведение прогулок только на территории больницы и непредоставление домашних отпусков (п. 21 Временной инструкции).

6. Два других вида стационарного принудительного лечения (п. "в" и "г") осуществляются в стационарах специализированного типа, т.е. целиком предназначенных для проведения принудительного лечения.

7. Стационары специализированного типа (п. "в") (бывшие отделения с усиленным наблюдением - по терминологии УК РСФСР в ред. 1988 г.) обычно создаются в одной из крупных психиатрических больниц административной территории (одно - два отделения на регион), но имеется опыт специализации целой больницы, обычно с небольшим количеством коек (150 - 200). Порядок работы такого стационара регламентирован Временным положением об отделении с усиленным наблюдением психиатрической больницы <1>.

    --------------------------------

<1> Утверждено Приказом МЗ СССР от 21 марта 1988 г. N 225, согласовано с Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР, Минюстом СССР, МВД СССР.

 

Основные требования этого документа сохраняют свою силу до издания Минздравом нового положения и применимы к психиатрическим стационарам специализированного типа. Недействительно оно в настоящее время лишь в части, касающейся охраны таких отделений силами подразделений милиции на основе договоров (п. 8, 22), поскольку это вошло в противоречие с принятым в 1991 г. Законом РСФСР о милиции. Некоторые из таких отделений вообще не охраняются, в других охрану осуществляют сотрудники создаваемой в отдельных больницах службы обеспечения безопасности. Следует сказать, что штатные нормативы Минздрава, предусматривающие увеличение медицинского персонала в отделениях для принудительного лечения (Приказы Минздрава России от 28 августа 1992 г. N 240 и от 24 марта 1993 г. N 49), позволяют в какой-то мере компенсировать отсутствие охраны.

Клинико - социальные особенности контингента больных, содержащихся в этих отделениях, диктуют определенные требования к организации их деятельности. С одной стороны, это касается контрольно - наблюдательных мер: охранная сигнализация, изолированные прогулочные дворы, контроль за передачами, соответствующий инструктаж персонала, с другой стороны, они связаны с необходимостью проведения большого объема реабилитационных мероприятий: трудотерапия с применением разнообразных по сложности видов труда, культурно - воспитательные мероприятия, вовлечение больных в общественную жизнь и т.п.

8. Стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением (бывшие психиатрические больницы со строгим наблюдением - по терминологии УК РСФСР в ред. 1988 г. или психиатрические больницы специального типа - по терминологии УК РСФСР в ред. 1960 г.) в настоящее время представляют собой самостоятельные больницы федерального подчинения. Каждая из этих больниц выполняет межрегиональные функции и обслуживает территорию нескольких субъектов РФ. Деятельность этих учреждений регламентируется Временным положением о психиатрической больнице со строгим наблюдением <1>, которое не противоречит законам и нормативным документам, принятым после 1988 г., в силу чего действует в настоящее время в полном объеме.

    --------------------------------

<1> Утверждено Приказом МЗ СССР от 21 марта 1988 г. N 225, согласовано с Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР, Минюстом СССР, МВД СССР.

 

Поскольку эти учреждения предназначены для относительно небольшого количества психически больных, представляющих особую опасность для общества, потребность в них не столь велика. В настоящее время в России имеется всего семь больниц с интенсивным (строгим) наблюдением, причем все они располагаются в ее европейской части. Такое распределение больниц по территории страны делает актуальной проблему транспортировки больных. В связи с этим с целью более равномерного распределения таких учреждений наряду с возможной организацией новых больниц поставлен вопрос об организации отделений с интенсивным наблюдением в структуре психиатрических больниц регионального подчинения, что в принципе было поддержано Решением Коллегии Минздрава РФ от 23 июня 1992 г. (протокол N 7). Настоящий Уголовный кодекс также открывает возможности для этого, поскольку с введением понятия "психиатрический стационар" не связывает этот вид принудительного лечения с определенным видом учреждения (больница, диспансер и т.п.).

Основная особенность организации работы стационаров с интенсивным наблюдением состоит в том, что, поскольку в них находятся психически больные, представляющие особую опасность для общества, наибольшее внимание здесь уделяется созданию безопасных условий их содержания. Для этого наряду с мерами, которые принимаются в стационарах специализированного типа (см. предыдущий комментарий), здесь предусмотрено функционирование специальных отделов охраны, в которых в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 5 января 1988 г. N 19 задействован невойсковой контролерский состав МВД. Отделы охраны оснащены специальными средствами контроля и сигнализации, они осуществляют не только наружную охрану больниц, но и надзор за поведением больных внутри отделений, во время прогулок, культурных мероприятий, занятий трудом. Деятельность охраны регламентируется специальной инструкцией. Начальник отдела охраны по вопросам, касающимся режима и надзора за больными, находится в функциональном подчинении у главного врача учреждения.

9. В ч. 2 ст. 99 говорится о том, что к лицам, осужденным за совершенные преступления, но нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании либо в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, может быть применена лишь одна из перечисленных мер - амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Следует сказать, что в данном случае несколько искусственно объединены довольно разнородные меры. Если лицо приговорено к наказанию, не связанному с лишением свободы, то его принудительное лечение может быть организовано примерно так же, как это описано в п. 2 комментария к настоящей статье. Если же лицо находится в местах лишения свободы, то лечение должно быть организовано их администрацией, для чего будут созданы специальные лечебно - исправительные учреждения, где будут сосредоточены лица, которым назначена принудительная мера медицинского характера, соединенная с исполнением наказания. Неясно, однако, каким образом в отношении этих лиц удастся обеспечить проведение лечения в случае отказа от него, ибо в соответствии с Законом о психиатрической помощи лечение без согласия пациента может осуществляться лишь при наличии тяжелых психических расстройств, которыми заведомо не страдают рассматриваемые лица.

Термин "психиатр" в данном контексте следует понимать широко, как наименование врачебной специальности, включающей и компетенцию в области заболеваний наркологического профиля, поскольку в официальной номенклатуре Минздрава значится специальность: психиатр - нарколог.