Статья 176. Незаконное получение кредита
.Статья 176. Незаконное получение кредита
1. Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб, -
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2. Незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, -
наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Комментарий к статье 176
1. Статья является новой, главным образом, по объекту уголовно - правовой защиты, в качестве которого выступают интересы финансовой системы и законные интересы отдельных участников экономического оборота. В то же время здесь содержится несколько специальных составов кредитного мошенничества.
2. Сфера применения статьи - деятельность банков и иных кредиторов по предоставлению и использованию кредитов различных видов, т.е. практически весь экономический оборот.
3. Преступление, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, включает действия, состоящие в предоставлении заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, получении кредита или льготных условий кредитования, т.е. в заключении кредитного договора, а также последствия в виде причинения крупного ущерба, причинную связь между предоставлением заведомо ложных сведений, получением кредита или льготных условий и причинением крупного ущерба.
4. Кредитом являются денежные средства, предоставляемые банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором. По этому договору заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму с процентами (п. 1 ст. 819 ГК РФ). Закон регламентирует товарный кредит, под которым понимается договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой вещи, определенные родовыми признаками (ст. 822 ГК РФ), и коммерческий кредит, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, предусмотренных договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками (ст. 823 ГК РФ).
5. Не является получением кредита заключение договора займа, содержание и форма которого определяются ст. 807 - 818 ГК РФ.
6. Под льготными понимаются такие условия кредитования, которые согласно соответствующим нормативно - правовым актам предоставляются только при наличии на стороне заемщика обстоятельств, обусловливающих льготы. Не являются льготными условиями в смысле данной статьи льготы, предоставленные банком в пределах свободы кредитного договора по усмотрению кредитора.
7. Сведения о хозяйственном положении либо финансовом состоянии содержат в себе данные, которые по действующим нормативно - правовым актам и сложившейся практике используются в процессе принятия решения о кредитовании и влияют на волю кредитора, а именно: сведения о балансе, прибылях и убытках, основных средствах и в целом о собственности, имущественных правах и обязательствах, наличии заказов на продукцию либо услуги.
8. Заведомая ложность этих сведений состоит в том, что в них осознанно не внесены верные или отражены неполные данные фактического характера, искажающие смысл и содержание информации в них, или сделаны оценки, осознанно основанные на неверной информации.
9. Представление заведомо ложных сведений кредитору - это их передача в распоряжение лиц, принимающих решение о кредитах в форме, которая является по нормативно - правовым актам или правилам делового оборота необходимой для этого, т.е. содержит в себе необходимые реквизиты и удостоверяющие подписи ответственного лица либо иные признаки, свидетельствующие о том, что сведения исходят от надлежащего лица и рассматриваются им как полностью отражающие его волю. Момент доведения сведений до лиц, принимающих решение о кредите, может определяться нормами гражданского законодательства, регламентирующими заключение договора.
10. Причинная связь между представлением ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии и получением кредита либо льготных условий кредитования состоит в том, что решение о кредите и (или) кредитных льготах основано именно на заведомо ложных сведениях и не было бы принято без них.
11. Преступление является оконченным в момент причинения крупного ущерба.
12. Крупный ущерб по смыслу данной статьи должен быть причинен кредитору. Размер крупного ущерба может определяться с учетом примечания к ст. 177 настоящего Кодекса.
13. Данное преступление совершается с косвенным умыслом. Лицо осознает общественную опасность действий и безразлично относится к наступлению последствий. Умысел на хищение средств отсутствует.
14. Субъектом является индивидуальный предприниматель, т.е. лицо, признанное таковым в действующем юридическом порядке, или руководитель организации. В случаях распределения функций руководства организацией ответственный за получение кредита должен быть определен уставными или иными документами.
15. Преступления, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, включают незаконное получение государственного целевого кредита, т.е. действия, вызывающие правовые и фактические последствия в виде предоставления государством кредита, либо действия, состоящие в незаконном использовании законно или незаконно полученного государственного целевого кредита, а также последствия в виде крупного ущерба и причинную связь между действиями и последствиями.
16. Государственный целевой кредит может быть предоставлен в виде денежных средств либо вещей, определенных родовыми признаками, либо иных прав и преимуществ, включая налоговые отсрочки, на возвратной основе от имени государства в публично - правовом порядке, установленном бюджетным и иным законодательством.
Не является государственным кредит, выданный Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями в рамках отношений, регулируемых гражданским законодательством.
17. Целевое назначение кредита определяется в нормативно - правовых актах и решении о предоставлении данного кредита. Основания, порядок и общие условия финансирования Правительством РФ на условиях возвратности и платности, цели предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе, перечень заемщиков определяются федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год <1>.
--------------------------------
<1> См., например: ст. 35 - 37 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1995 год" от 31 марта 1995 г. с изменениями и дополнениями // СЗ РФ, 1995, N 14, ст. 1213; Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1995 год" от 27 декабря 1995 г. // СЗ РФ, 1996, N 1, ст. 5.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям осуществляет Министерство финансов РФ. Нецелевое использование предприятиями средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной (и безвозвратной) основе, несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год" от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ <1> и Указом Президента РФ "О федеральном казначействе" от 8 декабря 1992 г. N 1556 <2>, могут влечь взимание штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка РФ. Решение принимается руководителями центрального и территориальных органов федерального казначейства (см. письмо Государственной налоговой службы РФ от 17 июля 1996 г. N ПВ-6-11/487 "Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование").
--------------------------------
<1> СЗ РФ, 1997, N 9, ст. 1012.
<2> Ведомости РФ, 1992, N 50, ст. 2978.
Статья 176 УК не упоминает о субвенциях и иных способах финансирования, не являющихся кредитованием, но предполагающих целевое использование.
18. Незаконность получения государственного целевого кредита имеет место в случаях умышленного нарушения лицом, получающим кредит, установленных нормативно - правовыми актами правил, определяющих материально - правовые основания получения данного кредита применительно к категории лиц, которые его запрашивают, их хозяйственно - экономическому и социальному положению.
Не образует признака незаконности в смысле данной статьи нарушение процедурных правил получения кредита.
19. Данное преступление совершается с косвенным умыслом. Лицо знает, что оно незаконно получает государственный целевой кредит, т.е. совершает необходимые для этого действия, и желает их совершить, предвидит возможность причинения крупного ущерба, но сознательно допускает это или относится безразлично.
20. Использование государственного целевого кредита не по прямому назначению представляет собой действия по распоряжению предоставленными средствами в противоречии с условиями, сформулированными в решении о предоставлении государственного целевого кредита, либо промежуточное использование предоставленных средств для извлечения прибыли, если эти действия не образуют преступления против собственности или общего должностного преступления.
21. Крупный ущерб как последствие незаконного получения государственного целевого кредита причиняется субъекту, выдавшему кредит. Величина крупного ущерба должна определяться по размерам выданного кредита и исчисляется по объему кредиторской задолженности.
22. Субъективная сторона - косвенный умысел.
23. Субъектом преступления, предусмотренного п. 2 ст. 176 УК, является лицо, в компетенцию которого входит окончательное утверждение предоставляемых в различной форме заявок на получение целевого кредита, либо лицо, имеющее право принятия решений о распоряжении полученными кредитными средствами.