Статья 180. Незаконное использование товарного знака

.

Статья 180. Незаконное использование товарного знака

1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, -

наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, -

наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Комментарий к статье 180

1. Статья по сравнению со ст. 155 УК РСФСР содержит следующие нововведения: а) ответственность предусмотрена за незаконное использование не только чужого товарного знака, но и знака обслуживания, наименования места происхождения товаров, а также предупредительной маркировки или сходных с ними обозначений групп однородных товаров; б) условием ответственности являются неоднократность совершения деяния или причинение крупного ущерба.

2. Цель статьи - защита добросовестной конкуренции на рынке, интересов потребителя, которые могут страдать при приобретении поддельных товаров, а также различного рода финансовых интересов государства.

3. Сфера применения статьи охватывает всю законную и незаконную предпринимательскую деятельность, связанную с незаконным использованием различительных обозначений при изготовлении товаров либо их подготовке к продаже и собственно продаже, а также при оказании услуг.

4. Товарный знак и знак обслуживания определяются ст. 1 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г. <1> как обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних физических и юридических лиц от однородных товаров и услуг других физических и юридических лиц. На зарегистрированный товарный знак и знак обслуживания выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака (знака обслуживания), исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

    --------------------------------

<1> Ведомости РФ, 1992, N 42, ст. 2322.

 

5. Наименование места происхождения товара согласно ст. 30 упомянутого Закона - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно. Правовая охрана наименования места происхождения товара в Российской Федерации согласно ст. 31 названного Закона возникает на основе его регистрации, в порядке, установленном Законом.

6. Предупредительная маркировка согласно ст. 24 того же Закона может проставляться владельцем товарного знака рядом с товарным знаком как указание на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации. Предупредительная маркировка позволяет отличать отечественные товары от импортных.

7. Сходные обозначения - это обозначения, используемые в качестве товарного знака, тождественные или сходные до степени их смешения. Они не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях тождественности или сходства с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров, а также с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РФ, с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с законом РФ, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием, с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке.

8. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, включает: а) действия по использованию товарного знака и иных сходных с ним обозначений; б) отсутствие законных оснований использования товарного знака и иных обозначений; в) неоднократность; г) или последствия в виде крупного ущерба.

9. Использование товарного знака или знака обслуживания состоит в применении его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке, а также в применении товарного знака или знака обслуживания в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации товаров на выставках или ярмарках. Право на использование товарного знака может быть передано при уступке товарного знака и при предоставлении лицензии на использование товарного знака его владельцем другому лицу.

10. Незаконным является использование товарного знака без разрешения владельца. При этом согласно ст. 4 упомянутого Закона о товарных знаках нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, помеченного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения однородных знаков.

Законодатель не устанавливает понятия незаконного использования товарного знака его владельцем.

11. Чужим является товарный знак, который зарегистрирован на имя иного лица и не уступлен по договору в отношении всех либо части товаров, либо право на его использование не предоставлено владельцем товарного знака другому лицу по лицензионному договору.

12. Использование наименования места происхождения заключается в применении его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот.

Незаконным является использование наименования места происхождения товара в случаях отсутствия свидетельства о регистрации данного наименования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара, использование наименования в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и т.п., а также использование сходного обозначения для однородных товаров, которое способно ввести в заблуждение потребителей относительно места происхождения и особых свойств товара.

13. Неоднократное совершение деяния предполагает либо использование чужого товарного знака в отношении различных (двух или более) объектов или партий объектов, образующих единое целое, либо использование двух или более чужих товарных знаков.

14. Крупный ущерб может быть причинен как владельцу товарного знака, так и потребителю. Его величина определяется исходя из стоимости товаров, объема использования чужого товарного знака, по усмотрению суда.

15. Преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

16. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

17. Деяние, предусмотренное ч. 2 настоящей статьи, отличается только предметом незаконного использования, которым является предупредительная маркировка (см. комментарий п. 6).

18. Незаконное использование товарного знака, соединенное с незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав, присвоением авторства, нарушением изобретательских и патентных прав, влечет квалификацию преступления по совокупности данной статьи и ст. 146, 147 УК в зависимости от характера деяния.