Статья 185. Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии)
.Статья 185. Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии)
Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, а равно утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, или утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, -
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
Комментарий к статье 185
1. Статья является новой по характеру защищаемых отношений. Юридико - технически она построена сходно со ст. 175 УК РСФСР "Должностной подлог".
Новыми являются: ограничение предмета преступления проспектом эмиссии ценных бумаг; объявление преступным утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, и заведомо недостоверных результатов эмиссии.
2. Цель статьи - защита интересов инвесторов, т.е. лиц, помещающих деньги в ценные бумаги, а также установленного законом порядка предпринимательской деятельности.
3. Статья предусматривает ответственность за три преступления, различающихся по объективной стороне: внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации; утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию; утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии.
4. Выпуск ценных бумаг (эмиссия) регламентируется Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. <1>
--------------------------------
<1> СЗ РФ, 1996, N 17, ст. 1918.
Существенно важные для применения данной статьи предписания содержатся в Указе Президента РФ "Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров" от 21 марта 1996 г. N 408 и собственно в указанной Программе <1>, а также в Указе Президента РФ "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" от 1 июля 1996 г. N 1009 <2> и в Постановлении Правительства РФ "Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" <3>. Здесь определяются задачи, институциональные структуры и законодательные меры, обеспечивающие права вкладчиков, акционеров, т.е. приобретателей эмитированных ценных бумаг.
--------------------------------
<1> СЗ РФ, 1996, N 13, ст. 1311.
<2> СЗ РФ, 1996, N 28, ст. 3357.
<3> СЗ РФ, 1997, N 6, ст. 727.
Согласно ст. 2 данного Закона понятие "выпуск ценных бумаг" не совпадает с понятием "эмиссия ценных бумаг".
Под выпуском ценных бумаг понимается совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер.
Эмиссией ценных бумаг является установленная Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
Согласно ст. 19 данного Закона процедура эмиссии включает, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, следующие этапы: 1) принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг; 2) регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг; 3) изготовление сертификатов ценных бумаг - для документарной формы выпуска; 4) размещение эмиссионных ценных бумаг; 5) регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. Законодательством предусмотрены дополнительные этапы процедуры эмиссии при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг: подготовка проспекта; его регистрация; раскрытие всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии; раскрытие всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.
5. Проспект эмиссии ценных бумаг регистрируется при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случаях, когда общий объем эмиссии превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
6. Содержание проспекта эмиссии ценных бумаг определяется ст. 22 названного Закона о рынке ценных бумаг. Проспект эмиссии должен содержать: во-первых, данные об эмитенте, т.е. юридическом лице или органах исполнительной власти либо органах местного самоуправления, несущих от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими; полное и сокращенное наименование эмитента или имена и наименование учредителей; его юридический адрес; номер и дату свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица; информацию о лицах, владеющих не менее чем 5% уставного капитала эмитента; структуру руководящих органов эмитента, в том числе список всех членов совета директоров, правления или органов управления, с указанием фамилии, имени и отчества, должностей каждого члена в настоящее время и за последние пять лет, а также долей в уставном капитале эмитента тех из них, кто лично является его участником; список всех юридических лиц, в которых эмитент обладает более чем 5% уставного капитала, а также список всех филиалов и представительств эмитента; во-вторых, данные о финансовом положении эмитента, которые не указываются в проспекте эмиссии при создании акционерного общества, за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной организационно - правовой формы; в-третьих, сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг.
7. В случае открытой (публичной) эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тыс. экземпляров.
Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, т.е. юридические лица, в том числе кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые ведут брокерскую, дилерскую, депозитарную, клиринговую и иную деятельность на рынке ценных бумаг (гл. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам ценных бумаг возможность доступа к раскрываемой информации по приобретению ценных бумаг.
8. Внесением в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации являются: включение в публикуемый либо предназначенный к публикации проспект эмиссии ценных бумаг заведомо не соответствующих реальному положению дел фактических сведений и данных, предусмотренных в обязательном порядке названным Законом (см. п. 6 комментария к данной статье), либо несообщение сведений, имеющих существенное значение для этих данных, в частности размер просроченной задолженности эмитента кредиторам, по платежам и т.д.
9. Статья устанавливает ответственность за внесение заведомо неверной информации только в проспект эмиссии; ответственность за ее внесение в иные документы, например в решение о выпуске ценных бумаг, данной статьей не предусматривается.
10. Утверждение проспекта эмиссии как специальное действие, порождающее правовые последствия, при эмиссии ценных бумаг Законом "О рынке ценных бумаг" не предусмотрено.
Под утверждением можно понимать действия, связанные с одобрением проспекта эмиссии ценных бумаг должностными лицами органов управления эмитента, на которых уставом или внутренними документами эмитента возложена обязанность отвечать за полноту и достоверность информации, содержащейся в указанных документах, и которые несут ответственность за исполнение данной обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такого рода действия совершаются для представления одобренного проспекта эмиссии к регистрации или для регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг.
Перечень регистрационных органов устанавливается в особом порядке.
11. Утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии представляет собой принятие решения о предоставлении к регистрации и регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг с заведомо недостоверной информацией.
12. Заведомо недостоверными результатами являются искаженные фактические сведения или несообщенные сведения, которые в соответствии со ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" должны быть внесены в отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. Это данные о фактической цене размещения ценных бумаг, количестве размещенных ценных бумаг, об общем объеме поступлений денежных средств за размещенные ценные бумаги и т.п.
13. Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение проспекта эмиссии или ее результатов, содержащих заведомо недостоверную информацию, считаются оконченными в момент наступления преступных последствий данного деяния в виде крупного ущерба.
14. Крупный ущерб может быть причинен покупателям ценных бумаг или иным физическим и юридическим лицам, например страховым компаниям. Его размер определяется судом в зависимости от обстоятельств дела.
15. Преступление совершается с прямым умыслом, когда лицо осознает преступный характер своих действий и их последствий и желает их наступления. Цели и мотивы преступного деяния необязательны к установлению.
16. Субъектом преступления является лицо, имеющее на основании нормативно - правовых актов или учредительных документов право вносить информацию в проспект эмиссии, утверждать проспект эмиссии либо ее результаты.