Статья 201. Злоупотребление полномочиями

.

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечания. 1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации в статьях настоящей главы признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно - распорядительные или административно - хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

2. Если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

3. Если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Комментарий к статье 201

1. Статья является новой, устанавливая ответственность за злоупотребление полномочиями особого круга лиц, ранее не выделявшихся в качестве специального субъекта, не являющихся должностными лицами и не занимающих государственные должности. Юридико - технически статья построена по типу ст. 170 УК РСФСР, отличаясь от нее по объекту - характеру защищаемых интересов, и по субъекту.

2. Цель статьи - уголовно - правовая охрана установленного правом порядка внутренних отношений между негосударственными организациями и ее служащими, а также внешних отношений между служащими этих организаций и иными лицами.

3. Сфера действия данной статьи охватывает внутренние и внешние управленческие отношения в коммерческих и иных организациях, не являющихся объектом публичного права.

4. Коммерческие организации, по ст. 50 ГК РФ, - это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и могущие создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Согласно содержанию примечания к статье ее действие распространяется на все коммерческие организации независимо от формы собственности. Следовательно, есть основания положения ст. 201 распространить как на коммерческие организации, так и на государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также коммерческие организации, в которых большая часть уставного капитала, акций либо иная форма контроля (так называемая золотая акция) принадлежит государству.

5. Иные организации - это некоммерческие организации (п. 1 примечания к данной статье). Такими организациями могут быть общественные организации, благотворительные и иные фонды, а также организации, действующие в других формах, предусмотренных законом.

6. С объективной стороны преступление включает: а) деяние в виде использования лицом своих полномочий; б) несоответствие деяния законным интересам организации; в) преступные последствия в виде существенного вреда, причиненного правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства; г) причинную связь между деянием и последствиями.

7. Использование полномочий состоит в принятии решений и совершении действий на основе имеющихся у лица правовых или фактических возможностей, предоставленных ему в связи с выполнением управленческих функций.

Под правовыми возможностями понимаются: а) задачи данного субъекта, связанные с определением стратегии развития организации, установлением порядка деятельности подчиненных органов, оценкой правомерности и целесообразности деятельности структурных подразделений, отдельных лиц и т.д.; б) отдельные права, связанные с осуществлением полномочий, в число которых входят совершение сделок, утверждение штатов, издание приказов и указаний; в) обязанности, которые могут либо расширять, либо сужать правовые возможности, определяя собой круг получаемой информации, степень влияния на деятельность иных лиц и ее оценку и т.п.; г) общий порядок, процедуры и условия осуществления полномочий, а также вытекающих из них прав и обязанностей, включая необходимость соблюдения письменной формы, получения соответствующих разрешений (лицензий), регистрации действий; д) система правового контроля, которая распространяется также и на фактические возможности, в частности необходимость ведения документации, отчетности, утверждение решений вышестоящими лицами; е) юридическая ответственность, наступающая как перед государством, так и перед организацией (материальная, дисциплинарная, административная, уголовная).

8. Под фактическими возможностями понимаются: система средств, условий, ресурсов: а) необходимых; б) наличных; в) хотя бы минимально достаточных для принятия соответствующего решения либо проведения того или иного действия (бездействия), имеющих заранее определенные цели.

9. Использование считается состоявшимся при возникновении причинной связи между правовыми и фактическими возможностями и осуществленным деянием (действием или бездействием), выраженном в принятии решения либо в реализации принятых решений.

10. Законными являются определяемые нормативно - правовыми актами, обычаями делового оборота, а также учредительными документами либо не противоречащие им локальные интересы коммерческой или иной организации. Важнейшими из них следует считать реализацию целей деятельности данной организации, получение прибыли, поддержание состояния платежеспособности, сохранение и расширение рабочих мест, объема деятельности, законность, стабильность и безопасность осуществляемых отношений.

К законным интересам относится и соблюдение порядка деятельности данной организации всеми субъектами отношений с ней, включая процедуры заключения сделок, предоставления услуг, поддержание расчетной дисциплины, соблюдение различных условий и факторов, определяющих конкурентоспособность данной организации.

Коммерческие или иные организации вправе самостоятельно определять круг своих интересов, не выходя за рамки закона, при необходимости допуская временные убытки при распространении товаров (услуг) на рынке, инвестируя средства на повышение жизненного уровня работников или рационализацию рабочих мест, рекламу.

11. Вопреки законным интересам организации лицо использует свои полномочия, если оно, в частности, не осуществляет добросовестно и разумно возложенные на него обязанности, скрывает личную заинтересованность в сделках, совершаемых организацией, принимает чужую сторону в конфликте интересов. Лицо всегда использует свои полномочия вопреки интересам организации, нарушая умышленно правовой порядок и создавая тем самым основания для привлечения организации или ее должностных лиц к ответственности, либо способствуя подрыву деловой репутации собственной организации.

12. Субъективная сторона - умысел прямой или косвенный и цель извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам.

13. Цели извлечения выгод и преимуществ в контексте данной нормы должны находиться в противоречии с законными интересами организации и могут: а) иметь имущественный характер; б) выражаться в усилении влияния на процесс принятия решений, в особенности связанных с разрешением либо утверждением гражданско - правовых сделок, объемов и иных условий продаж, позиций в преддоговорных и договорных спорах, назначении на должность; в) состоять в улучшении условий труда и возможностей извлечения прибыли.

14. Цель нанесения вреда как элемент субъективной стороны не должна подразумевать умышленного совершения иного преступления, в частности уничтожения или повреждения имущества, хищения чужого имущества.

15. Вред, причиненный правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, образует преступные последствия и должен быть нанесен деянием, совершение которого выходит за пределы прав коммерческой или иной организации. Коммерческая или иная организации в рамках законной деятельности на рынке вправе причинять ущерб другим его участникам, например, ограничивая объем их продаж, вынуждая снизить цены, вкладывать средства в повышение качества товаров. Является законным получение выгод и преимуществ для себя либо снижение доходов чужой организации, если эти результаты достигнуты или возникли в условиях допустимой конкуренции.

16. Вред является существенным, если он состоит в убытках, имеющих крупный размер, приводит к потере рабочих мест, существенно снижает базу налогообложения, создает угрозу неплатежеспособности организации либо рентабельности ее подразделения, либо его устранение связано с крупными материальными затратами.

Существенным может быть моральный вред, затрагивающий деловую репутацию организации.

17. Порядок осуществления уголовного преследования определяется в зависимости от характера интересов, которым причинен вред (см. п. 2, 3 примечания к данной статье).

18. Причинная связь между действиями и их последствиями является обязательной.

19. Квалифицирующий признак - тяжкие последствия не раскрывается законодателем. К ним можно отнести потерю рабочих мест, последующее банкротство предприятия, влекущее невозможность уплаты долгов в крупных размерах, дезорганизацию работы предприятий - контрагентов и другие обстоятельства, которые подлежат оценке судом с учетом всех данных уголовного дела.

20. Субъектом преступления является лицо, выполняющее управленческие функции и не являющиеся должностным (см. п. 1 примечания к настоящей статье). Данное лицо не является должностным в смысле п. 1 примечания к ст. 285. Оно не обладает соответствующим статусом, правами и не реализует государственное управление, т.е. не призвано обеспечивать публичные интересы, а лишь в установленных законом пределах соблюдать их.

Наделение лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и некоммерческих организациях, функциями должностных лиц могло бы необоснованно расширить их полномочия, тем самым незаконно ограничив государственные монополии на осуществление властных функций.

21. Лицо наделяется управленческими функциями в порядке, предусмотренном нормативно - правовыми актами, например, на основании результатов выборов общим собранием акционеров, приказа либо положений трудового договора. По сложившейся в коммерческих и других организациях практике управленческими считают полномочия, которые позволяют самостоятельно решать заранее определенный круг вопросов и иметь права и обязанности по отношению к подчиненным.

Коммерческая и иная организация вправе самостоятельно установить статус лиц, выполняющих как организационно - распорядительные, так и административно - хозяйственные обязанности.

22. Организационно - распорядительные и административно - хозяйственные обязанности с учетом положения выполняющих их лиц имеют самостоятельную правовую природу и отличаются от организационно - распорядительных и административно - хозяйственных функций, осуществляемых лицами, являющимися должностными по статьям гл. 30 настоящего Кодекса.

23. Организационно - распорядительные - это обязанности, возложенные на лицо на основании и в соответствии с учредительными документами или иными локальными нормативно - правовыми актами и состоящие в принятии, в необходимых случаях, решений, либо непосредственно влекущих правовые последствия, либо выступающих как одно из оснований наступления таких последствий, но связанные с распоряжением деятельностью других работников организации.

Порядок принятия организационно - распорядительных решений должен определяться законом, регламентирующим деятельность организаций определенной организационно - правовой формы (например, Федеральным законом об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г. <1>) и подзаконными актами, которые и устанавливают особенности принятия решений, определяя при этом правомочия отдельных категорий участников юридического лица и органов юридического лица.

    --------------------------------

<1> СЗ РФ, 1996, N 1, ст. 1.

 

24. Административно - хозяйственные - это обязанности, также в соответствии с действующими законами и подзаконными актами, учредительными документами и локальными актами вытекающие из реализации правомочий по управлению имуществом, в частности совершению сделок, связанных с деятельностью по извлечению прибыли, распределению обязанностей подчиненных лиц, контролю за ними.