Статья 200. Обман потребителей

.

Статья 200. Обман потребителей

1. Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) лицом, ранее судимым за обман потребителей;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Обманом потребителей в значительном размере признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплаты труда, в крупном размере - в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда.

Комментарий к статье 200

1. Статья в основных чертах воспроизводит ст. 156 УК РСФСР. Изменения состоят в иной регламентации квалифицирующих обстоятельств, сведенных в одну группу и несколько сокращенных за счет исключения повторности, а также в редакционных уточнениях, практически не меняющих смысл статьи.

2. Цель статьи - уголовно - правовая охрана интересов конечного потребителя, т.е. гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести (либо заказывающего, приобретающего или использующего) товары, работы, услуги исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

3. Потребительские свойства или качество товара или услуги определяются стандартом, образцом, описанием, установленным сроком годности и представляют собой нормативно - определенную характеристику товара (услуги), которая при необходимости конкретизируется в договоре. В потребительские свойства или качество товара (услуги) могут входить срок годности, гарантийный срок, обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, безопасность товара (услуги) и другие свойства, значимые для потребителя.

4. Информация о товарах (услугах) согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. <1> в обязательном порядке должна содержать обозначения стандартов, сведения об основных потребительских свойствах товаров и услуг, включающие по продуктам питания сведения о составе, весе, объеме, калорийности и проч.; цену и условия приобретения, гарантийный срок, правила и условия эффективного и безопасного использования, срок службы и срок годности, а также информацию о действиях потребителя и возможных последствиях невыполнения таких действий по истечении сроков, юридический адрес изготовителя и место нахождения организации, уполномоченной им на принятие претензий, ремонт и технологическое обслуживание. Потребителю также должна быть предоставлена информация о сертификации товаров и услуг, если она обязательна, и о правилах продажи товаров, выполнении работ, а также о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток. При этом Закон и соответствующие нормативно - правовые акты устанавливают форму предоставления информации, которая может быть обязательной.

    --------------------------------

<1> СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 140.

 

5. Объективная сторона преступления включает действия (или бездействие), состоящие в обмане, условия совершения этих действий, а также размер действий по обману и причинение потребителям последствий в виде крупного ущерба.

6. Условия совершения обманных действий - это их осуществление при реализации товаров, т.е. при заключении договоров купли - продажи либо оказании услуг в процессе предпринимательской деятельности. Не является обманом в смысле данной статьи совершение обманных действий в процессе рекламной кампании либо иного обслуживания, не связанного с заключением договоров между предпринимателем и потребителем.

7. Обмеривание и обвешивание (недолив, недовес, недовложение и т.п.) представляет собой передачу товаров в объеме, не соответствующем заключенному договору и установленным стандартам либо иным условиям, определяющим вес, объем и иные количественные параметры передаваемого товара. При этом не имеет значения способ, которым изменены с отступлением от стандарта или договора количественные параметры товара, например в случае предварительного расфасовывания.

8. Обсчет (неправильное исчисление цены товаров или услуг, неправильная сдача денег потребителю и др.) представляет собой отступление продавцом или лицом, оказывающим услугу, от заранее условленной либо объявленной цены без ведома потребителя. Обсчетом может быть также заведомо неправильное указание цены, если ее размер определен нормативно - правовыми актами и не устанавливается по соглашению с потребителем.

9. Введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара есть передача заведомо искаженной информации в целях воздействия на принятие решения покупателем. Искажением является несоответствие информации, которую должен получить потребитель, реальным свойствам и качеству реализуемого товара или оказываемой услуги. Объективно такая информация является искаженной уже в момент ее передачи.

10. Иной обман потребителя должен быть направлен на дезориентацию потребителя относительно значимых для него условий договора, например доставка на дом, установка, послепродажное обслуживание и проч.

11. По прямому тексту закона преступление является оконченным с момента причинения потребителям крупного ущерба, ибо в примечании к статье обманом потребителей в крупном размере признается обман, причинивший ущерб потребителям. Такое определение отсутствовало до 1 июля 1993 г., и преступление могло считаться оконченным в момент совершения действий без наступления последствий.

12. Преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность действий, желает их совершить и достичь цели, которой является обман потребителя.

13. Субъектом преступления могут быть работники организаций, реализующих товары или оказывающих услуги населению, управомоченные на совершение соответствующих сделок полностью или частично, а также индивидуальные предприниматели. Лица, реализующие товары или оказывающие услуги без соответствующего разрешения (лицензии), не могут нести ответственность по данной статье.

14. Квалифицирующие признаки - см. п. 2 и примечание к настоящей статье.