Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

.

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона -

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Комментарий к статье 211

1. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что неконтролируемое перемещение (движение) указанных видов транспорта создает угрозу общественной безопасности, наступления тяжких последствий, связанных с авариями, катастрофами и человеческими жертвами. Например, при угоне преступниками воздушного судна и несанкционированном пересечении государственной границы создается опасность столкновения воздушных судов, приведения в боеготовность средств ПВО и применения огневых средств сопредельным государством, а при наступлении серьезных последствий - осложнения межгосударственных отношений.

Угон либо захват воздушного, водного судна или железнодорожного подвижного состава нередко выступает средством совершения других преступлений: государственной измены (см. комментарий к ст. 275), незаконного пересечения государственной границы (см. комментарий к ст. 322), пиратства (см. комментарий к ст. 227). В этих случаях действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений.

2. Предметом преступления выступает судно воздушного или водного транспорта либо железнодорожный подвижной состав. При этом не имеет значения для квалификации ведомственная или личная принадлежность указанных видов транспорта и их целевое предназначение.

К воздушным судам относятся самолеты, вертолеты, планеры, воздушные шары, дирижабли и другие летательные аппараты.

К водным судам относятся пароходы и военные корабли различных модификаций, паромы, танкеры, баржи, моторные лодки, катера и т.д.

К железнодорожному подвижному составу относятся локомотивы, вагоны, платформы, дрезины и мотрисы, за исключением тележек, перемещаемых вручную.

3. Объективно преступление выражается в угоне или захвате с целью угона указанных транспортных средств.

4. Угон транспортных средств заключается в их перемещении основными приводными средствами данного вида транспорта в другую географическую точку в соответствии с целями и планами субъекта преступления.

Угон воздушного судна, находящегося на земле, является оконченным преступлением с момента его взлета независимо от того, предшествовал ли этому захват судна или нет. В воздухе судно признается угнанным с момента изменения установленного для него маршрута по воле преступника.

Угон водного судна или железнодорожного подвижного состава, не находящегося в движении, является оконченным с момента приведения их в движение под контролем преступников. Если названные транспортные средства находятся в движении, преступление окончено с момента уклонения от заданного маршрута.

5. Захват воздушного или водного судна и железнодорожного подвижного состава представляет собой установление над ними (насильственного или ненасильственного) контроля, когда субъект имеет возможность распоряжения ими в своих целях. Захват чаще всего предшествует угону, но может выступать и как самостоятельный признак объективной стороны преступления, если была цель последующего угона транспортного средства.

При отсутствии цели угона захват не образует данного преступления. Например, захват судна и объявление пассажиров заложниками квалифицируются, в зависимости от конкретных обстоятельств, по ст. 126 или 127 УК.

6. Могут иметь место стадии совершения преступления, если в ходе подготовительных действий или деяний, непосредственно направленных на угон либо захват, развитие преступления было прервано и не доведено до конца по причинам, не зависящим от воли виновного.

Например, при совершении рейса по маршруту Москва - Брянск С. пытался захватить самолет "Як-40", однако его попытки с применением силы и угроз проникнуть в пилотскую кабину не увенчались успехом и воздушное судно приземлилось в аэропорту назначения, где преступник был задержан.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется по отношению к угону или захвату транспортного средства прямым умыслом; по отношению к наступившим тяжким последствиям вина может быть в форме как умысла, так и неосторожности. Мотивы и цели могут быть различными, в том числе корыстными, по отношению к завладению транспортными средствами. В этом случае содеянное квалифицируется по совокупности с конкретным составом хищения (см. комментарий к ст. 158 - 162).

8. Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, включая членов экипажа воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава.

9. Квалифицированным видом (ч. 2 ст. 211) угона или захвата указанных транспортных средств является их совершение:

а) группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ст. 35);

б) неоднократно (см. комментарий к ст. 16);

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (см. комментарий к ст. 162);

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (см. комментарий к ст. 162).

10. Особо отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 211) признаются такие деяния при угоне или захвате, если они:

совершены организованной группой (см. комментарий к ст. 35);

повлекли по неосторожности смерть человека (см. комментарий к ст. 109 и 111);

привели к иным тяжким последствиям.

Иными тяжкими последствиями в данном случае признаются уничтожение или повреждение транспортных средств, имущества пассажиров, аэродромных, портовых или пристанционных сооружений, наступление аварий, катастроф или гибели людей, дезорганизация на длительный срок работы транспорта, а также умышленное убийство в процессе угона или захвата транспортного средства.

Умышленное убийство не охватывается признаками данного преступления и подлежит квалификации по совокупности преступлений (ст. 105 и 211).