Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

.

Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, -

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Комментарий к статье 247

1. Данная статья является новой, но развивает тенденции российского уголовного законодательства по установлению ответственности за производство запрещенных видов опасных отходов и нарушение правил обращения с иными веществами и отходами (см., например, ст. 223.2 - 223.5 УК РСФСР). Она устанавливает общие основания уголовной ответственности за нарушение правил всех видов, регулирующих все этапы обращения с веществами и отходами, которые признаются опасными либо производство которых воспрещено полностью.

2. Целью данной нормы является обеспечение уголовно - правовыми средствами установленного нормативно - правового порядка обращения веществ и отходов, которые могут причинить неконтролируемый и притом существенный вред окружающей среде.

3. Юридико - технически данная статья построена чрезвычайно сложно. Она содержит признаки, образующие два основных состава преступления и несколько квалифицированных.

Первый - производство запрещенных видов опасных отходов. Второй - обращение, т.е. транспортировка, хранение, захоронение, складирование, использование, удаление или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов. Оба основных состава преступления имеют одни и те же квалифицирующие признаки, позволяющие применительно к каждому из них выделить значительное количество квалифицированных материальных составов преступления.

4. Законодательство, регламентирующее обращение с опасными веществами и отходами, сложно по своей структуре, его нормы содержатся в источниках права различной юридической силы. В наиболее общем виде соответствующие требования сформулированы Законом "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г. <1>, а развиты в подзаконных и ведомственных нормативных актах.

    --------------------------------

<1> СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4552.

 

5. Объективная сторона первого состава преступления, т.е. производства запрещенных видов опасных отходов, предусмотренного ч. 1 ст. 247, включает: наличие запрета на производство определенных отходов, действия, образующие их производство, наступление последствий в виде возникновения угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде и наличие причинной связи между производством опасных отходов и возникновением угрозы.

6. Запрещенными видами опасных отходов являются отходы, возникновение которых запрещено в любом случае, например сильнодействующих отравляющих веществ, которые могут иметь военное предназначение или использоваться для производства оружия массового поражения; производство которых запрещено при осуществлении определенных технологических процессов; производство которых запрещено в объеме, превышающем установленный, либо в определенной концентрации, либо в определенных местах и в определенные периоды, либо без соответствующего разрешения (лицензии).

7. К опасным отходам относятся непригодные для производства продукции либо утратившие свои потребительские свойства виды сырья, его неупотребимые остатки, изделия, продукты или возникающие в ходе технологических процессов твердые, жидкие, пасто-, газо- и парообразные вещества и энергия, способные вызвать отравление или иное поражение живых существ и среды их обитания, включая человека. Опасные отходы разделяются на токсичные (ядовитые), радиоактивные и иные. Класс токсичности отходов определяется в соответствии с Временным классификатором токсичных промышленных отходов и Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов, утвержденными Минздравом СССР и ГКНТ СССР в 1987 г.

Статья 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" определяет радиоактивные отходы как ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. При этом под ядерными понимаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а под радиоактивными веществами - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. В понятие радиоактивных отходов включаются не только не подлежащие дальнейшему использованию вещества и материалы, но и те изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами. Они образуются при добыче и переработке радиоактивных руд, изготовлении ядерного топлива, в процессе производства энергии на атомных электростанциях, при переработке отработавшего ядерного топлива, при производстве оружейных ядерных материалов, в процессе эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками, при проведении научно - исследовательских работ с использованием радионуклидов в медицине, науке, технике, а также при подземных ядерных взрывах.

Токсичные отходы - это не подвергающиеся утилизации в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие токсичные (ядовитые) вещества (см. п. 18 комментария к данной статье).

Предметом данного преступления отходы могут быть лишь при совпадении признака опасности и запрещенности их производства.

8. Действия по производству запрещенных видов опасных отходов представляют собой профессионально осуществляемый на постоянной или временной основе в заранее установленных целях технологический процесс или комплекс технологических процессов, или иные действия производственного характера, в результате которых появляются запрещенные виды опасных отходов в качестве основного или побочного продукта.

Действия по производству могут состоять в организации технологического процесса, т.е. даче указаний уполномоченными лицами (лицом) по его началу, выбору технологии и проведению иных мер, обеспечивающих производство, а также в непосредственном осуществлении системы технологических процедур и контроле за ними.

9. Не является производством запрещенных видов опасных отходов проведение научно - экспериментальных работ, в результате которых появляются запрещенные виды опасных побочных веществ, представляющих собой отходы данного научного эксперимента (экспериментов), а также действия по осуществлению отдельных элементов (этапов) технологического процесса, если они сами по себе не приводят к возникновению запрещенных видов опасных отходов.

10. Под угрозой причинения существенного вреда здоровью человека понимается как минимум возможность причинения вреда, опасного для жизни или могущего вызвать иные последствия, предусмотренные ч. 1 ст. 111 УК, либо возможность причинения существенного вреда окружающей среде в виде ухудшения качества окружающей среды и состояния природных объектов, связанного с их заражением, загрязнением и т.п., либо ухудшения экологических условий жизнедеятельности человека, либо массовых заболеваний и гибели животных, уничтожения (разрушения) объектов окружающей среды.

11. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде выражается в возникновении такой объективной ситуации либо таких обстоятельств, которые могут повлечь вредные последствия, если не будут прерваны вмешательством человека либо событиями, которые являются случайными по отношению к ситуации (обстоятельствам) угрозы.

Оценка наличия угрозы осуществляется в конечном счете судом с учетом всех обстоятельств дела. Объективный признак угрозы - высокая степень вероятности наступления последствий, отсутствующих при иных обстоятельствах.

12. Причинная связь между производством запрещенных видов опасных отходов и возникновением угрозы наступления существенного вреда здоровью людей и окружающей среде подлежит обязательному установлению. При этом угроза возникает именно вследствие производства запрещенных видов опасных отходов, а не их использования или нарушения правил обращения с ними, или под воздействием иных факторов.

13. Квалифицирующие признаки - загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовая гибель животных, а также неосторожное причинение смерти человека или массовое заболевание людей; место совершения преступления - зона экологического бедствия или зона чрезвычайной экологической ситуации (см. комментарий к ст. 246, 248, а также п. 25 комментария к данной статье).

14. Преступление считается оконченным с момента наступления любого из указанных в настоящей статье последствий.

15. Данное преступление может быть совершено с косвенным умыслом - закон не предусматривает возможности совершения его по неосторожности. Лицо осознает, что оно организует либо совершает действия по производству запрещенных видов опасных отходов, их противоправность и общественную опасность, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий или создания угрозы их наступления, сознательно допускает это либо относится к этому безразлично.

16. Второй основной состав преступления - нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов отличается от состава преступления "производство запрещенных видов опасных отходов" по предмету и объективной стороне.

17. Предметом данного преступления являются радиоактивные, бактериологические (биологические), химические вещества и отходы, обращение которых не запрещено, однако осуществляется с соблюдением специально установленных правил и в особом порядке.

18. Под опасными (токсичными) веществами понимаются все органические или неорганические химические вещества, а также соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико - химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.

По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1. 007-76. "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности"), по ГОСТу 17.4.1.02-83. "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения" - на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации разработаны для пестицидов (при этом нарушение правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей согласно Приложению 1 "Расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды" к Инструктивно - методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденным Минприродой России 26 января 1993 г. и согласованным с Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ, следует рассматривать как размещение отходов с нарушением правил хранения, т.е. на несанкционированных свалках).

19. В российском законодательстве регламентируется набор показателей определения вредного воздействия химических (токсичных) веществ при отнесении их к классу опасности: ПДК (предельно допустимые концентрации), токсичность (ЛД 50) - средняя смертельная доза препарата в миллиграммах действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающая гибель 50% подопытных животных; персистентность, т.е. неизменность в среде и в растениях, растворимость, летучесть, концентрация в общей массе отходов и проч.

Кроме того, при установлении объективной стороны нарушения правил обращения с химическими веществами учитываются показатели их токсичности: количество введенного или абсорбированного вещества, время, необходимое для проявления поражения, эффект синергизма, т.е. увеличение токсичности исходного химического вещества при взаимодействии с другими веществами при попадании его в окружающую среду и т.д.

20. Правила обращения с бактериологическими (биологическими) веществами и отходами устанавливают порядок деятельности по регулированию биомассы при внесении в окружающую среду не свойственных ей живых организмов, а также деятельность предприятий, организаций и граждан по использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую среду (экологические и санитарные правила), ввоз и вывоз растений и животных, биологических веществ и отходов (см. комментарий к ст. 248).

21. Правила обращения с радиоактивными и химическими веществами и отходами содержатся в многочисленных нормативно - правовых актах. Общие правила сформулированы в Законе "Об охране окружающей природной среды" (ст. 50 "Экологические требования при использовании радиоактивных материалов", ст. 51 "Экологические требования при использовании химических веществ в народном хозяйстве", ст. 54 "Охрана окружающей среды от производственных и бытовых отходов"), специальные - в подзаконных актах: Постановлениях Правительства, утвердивших Порядок инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации от 22 июля 1992 г. N 505 <1>, Положение о государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ от 12 ноября 1992 г. N 869 <2>, "О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом" от 23 апреля 1994 г. N 372 <3> и др., Санитарных правилах о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов, СНиП 2.01.28-85 "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию", Инструкции Госсанэпиднадзора РФ "О порядке государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ" от 25 мая 1993 г., Постановлениях Правительства РФ, регулирующих порядок ввоза в Россию и вывоза из нее сильнодействующих и ядовитых веществ <4>, радиоактивных веществ и изделий на их основе, от 16 марта 1996 г. <5>, и многих других.

    --------------------------------

<1> САПП, 1992, N 4, ст. 185.

<2> САПП, 1992, N 20, ст. 1669.

<3> СЗ РФ, 1994, N 1, ст. 24.

<4> СЗ РФ, 1996, N 13, ст. 1350.

<5> Там же, ст. 1358.

 

22. Нарушение правил обращения с радиоактивными, химическими, бактериологическими (биологическими) веществами и отходами может заключаться в действии или бездействии на любой стадии обращения этих веществ или отходов.

Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, пришедших (находящихся) в противоречие с установленным порядком либо не предусмотренных им. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами.

23. Российское экологическое законодательство определяет этапы обращения с отходами: их обезвреживание, т.е. освобождение от вредных примесей; утилизацию, т.е. такое их обезвреживание, при котором одновременно извлекаются полезные продукты, необходимые для дальнейшего производства; складирование, т.е. временное размещение отходов; сбор, т.е. накопление опасных отходов в месте их образования (производства); хранение, т.е. помещение их в накопители с намерением последующего повторного использования либо извлечения для захоронения; захоронение, т.е. постоянное размещение в специальных контейнерах, на специально оборудованных местах; транспортировку, т.е. перемещение отходов с мест сбора, хранения, складирования к месту переработки или захоронения; уничтожение; удаление, т.е. сбор, сортировку, перевозку, обработку, хранение и захоронение на поверхности или под землей, а также операции по их рекуперации, рециркуляции и т.п.

Отдельные этапы обращения с опасными веществами и отходами регламентированы Законом РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. <1>, Водным кодексом РФ, подзаконными актами, устанавливающими порядок обращения, начиная с обязательной регистрации всех потенциально опасных химических и биологических веществ природного и искусственного происхождения, производимых на территории РФ и закупаемых за рубежом для использования в народном хозяйстве и в быту. Специальные правила установлены для химических и биологических средств защиты растений, регуляторов роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтических препаратов, веществ, оказывающих разрушительное воздействие на озоновый слой.

    --------------------------------

<1> Ведомости РСФСР, 1991, N 20, ст. 641 ; Ведомости РФ, 1993, N 29, ст. 1111.

 

24. Последствия преступления, состоящего в нарушении правил обращения с радиоактивными, химическими и бактериологическими веществами и отходами, те же, что и при производстве запрещенных видов опасных отходов.

25. По ч. 2 данной статьи квалифицирующим признаком является совершение преступления в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Согласно ст. 58 Закона "Об охране окружающей природной среды" зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Зонами экологического бедствия являются такие участки территории, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны (ст. 59).

Статус зон, их правовой режим, порядок объявления, разрешенные и запрещенные виды деятельности, ограничения разного рода, показатели и другие вопросы регулируются Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. <1>; Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 18 июля 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) <2>; ст. 116 Водного кодекса РФ и др.

    --------------------------------

<1> СЗ РФ, 1994, N 35, ст. 3648.

<2> Ведомости РФ, 1992, N 32, ст. 1861.

 

26. По ч. 3 данной статьи предусмотрены квалифицирующие признаки в виде причинения по неосторожности смерти человека либо массового заболевания людей, под которым понимается одновременное заболевание значительного числа людей, вызванное одними и теми же действиями, связанными с нарушением правил обращения с радиоактивными, химическими, бактериологическими (биологическими) веществами и отходами или с производством запрещенных видов опасных отходов.

27. Преступление считается оконченным с момента создания угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде в результате нарушения правил обращения (ч. 1 данной статьи), а в квалифицированных составах - с момента наступления любого из указанных в законе последствий.

28. Субъективная сторона данного преступления характеризуется наличием косвенного умысла. Лицо осознает, что оно нарушает правила обращения с радиоактивными, химическими, бактериологическими веществами и отходами, совершая тем самым общественно опасные действия (бездействие), предвидит возможность наступления опасных для жизни и здоровья людей или для окружающей среды последствий и сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

29. Субъектом основного и квалифицированных составов нарушения правил обращения с указанными веществами и отходами является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое соответствующими нормативно - правовыми или правоприменительными актами возложены обязанности по сбору, хранению, транспортировке, переработке, обезвреживанию, захоронению и иному использованию, т.е. обращению с радиоактивными, химическими, биологическими веществами и отходами, и (или) обязанности по обеспечению безопасности такого рода действий, надежности оборудования и средств защиты, и (или) контрольно - надзорные функции, осуществляемые непосредственно в процессе обращения указанных веществ и отходов.