Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр

.

Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, -

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарий к статье 255

1. Настоящая статья содержит некоторые новые предписания, относящиеся к уголовно - правовой охране недр как компонента окружающей среды (по сравнению со ст. 167 УК РСФСР "Нарушение правил разработки недр и сдачи государству золота"). Важнейшими являются изменение круга действий (бездействия), в процессе совершения которых могут быть нарушены правила охраны окружающей среды; новая характеристика предмета преступления, а также ограничение оснований уголовной ответственности только деяниями, причиняющими значительный ущерб.

2. Цель данной нормы - подкрепление уголовно - правовыми средствами правопорядка в сфере охраны и использования недр при создании и эксплуатации горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, а также уголовно - правовая защита площадей залегания полезных ископаемых от самовольной застройки.

3. Уголовно - правовая норма, содержащаяся в данной статье, является специальной по отношению к норме, предусмотренной ст. 246 настоящего Кодекса, и формулирует признаки нескольких составов преступления, различающихся по характеру деяния.

4. Объективную сторону преступления образуют: а) действия (бездействие), состоящие в нарушении правил охраны и использования недр либо в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых; б) общественно опасные последствия в виде причинения значительного ущерба; в) причинная связь между ними.

5. Недра - это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

6. В соответствии с Законом РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. <1> осуществляется геологическое изучение недр, добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, сбор геологических коллекционных материалов.

    --------------------------------

<1> СЗ РФ, 1995, N 10, ст. 823.

 

7. Правила охраны недр при проведении указанных видов работ регламентируются горным и экологическим законодательством. Они содержатся в нормативно - правовых актах, являются правовыми нормами и устанавливают основания, условия, порядок и иные требования к проектированию, размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Эти правила являются обязательными к исполнению при осуществлении указанных работ. Их значение и необходимость учета (применения, исполнения, реализации) определяется предметом осуществляемых процессов, т.е. горнодобывающими предприятиями или подземными сооружениями.

8. Действия по нарушению правил охраны недр состоят в затоплении, обводнении, пожарах, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; в загрязнении недр (в частности, при подземном хранении нефти, газа), иных веществ и материалов, размещении отходов производства, сбросе сточных вод; нарушении порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; накоплении промышленных отходов в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения, и др.

Бездействие может состоять в непринятии мер по обеспечению наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, несоблюдении условий лицензии на добычу полезных ископаемых, непроведении надлежащего и полного геологического изучения недр, предваряющего принятие решений о строительстве горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, и т.п.

И действия и бездействие нарушают требования по обеспечению возможности извлечения полезных ископаемых из недр; охраны объектов строительства, технологического оборудования, подземных сооружений и т.п. от вредного влияния горных работ; охраны горных выработок от проникновения в них вредных веществ; охраны месторождений полезных ископаемых от затопления и других вредных факторов, осложняющих их разработку; охрану окружающей среды от строительства и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых.

9. Под самовольной застройкой площадей залегания полезных ископаемых понимается возведение любых сооружений, включая непроизводственные, без получения соответствующего разрешения специально уполномоченных органов, если обязательность получения такого разрешения установлена Законом о недрах и иными нормативно - правовыми актами, например, Положением о порядке лицензирования пользования недрами от 15 июня 1992 г. <1>, Положением об органах государственного геологического контроля Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. <2>, Положением о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых от 30 ноября 1995 г. <3>

    --------------------------------

<1> Ведомости РФ, 1992, N 33, ст. 1917.

<2> СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4678.

<3> БНА, 1996, N 5. С. 8.

 

Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения указанных органов и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки (ст. 25 Федерального закона о недрах). При отсутствии полезных ископаемых, подтвержденном соответствующим заключением, разрешения на застройку не требуется.

Соблюдение правил собственно застройки площадей залегания полезных ископаемых при отсутствии указанного разрешения не устраняет незаконности застройки. Как незаконная (самовольная) застройка могут быть квалифицированы действия, совершаемые с несоблюдением условий, на которых разрешена застройка.

10. Значительный ущерб при совершении названных деяний связан с нарушением экологического состояния объектов, выведением из эксплуатации месторождений полезных ископаемых, потерями запасов полезных ископаемых, ухудшением состояния земель, затруднением эксплуатации месторождений и т.п. и определяется судом с учетом всех обстоятельств дела.

11. Преступление считается оконченным с момента наступления значительного ущерба в результате совершения деяний, предусмотренных настоящей статьей.

12. Субъективная сторона - косвенный умысел. Лицо осознает общественную опасность нарушения им правил охраны недр либо производимой им самовольной застройки, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично.

13. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

При этом следует учитывать, что ответственность за соблюдение требований охраны окружающей среды, предусмотренных проектом, возлагается на должностных лиц организаций, выполняющих строительные работы, а за выполнение правил охраны от вредного влияния горных работ несут пользователи недр; за соблюдение условий эксплуатации сооружений - должностные лица организаций, в чьем ведении находятся соответствующие объекты (ими могут быть главные инженеры проектов и руководители проектных организаций, в чьи обязанности нормативно - правовыми актами Госгортехнадзора входят выбор, обоснование и т.п. охранительных мер в проектах на строительство, расширение или реконструкцию горнодобывающих предприятий; главный инженер строительной организации); за соблюдение мер охраны на уже существующих предприятиях в ходе их эксплуатации - технический директор, главный маркшейдер и главный геолог либо главный инженер по добыче полезных ископаемых и другие должностные лица.

14. Разграничение комментируемого преступления с административными правонарушениями, предусмотренными ст. 55 "Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов" КоАП, проводится по объективной стороне деяния, в том числе по наступлению последствий, которые в случае совершения преступления определяются в виде значительного ущерба.