Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

.

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

Комментарий к статье 263

1. Объект преступления - безопасность функционирования транспорта (безаварийность движения или эксплуатации), которая заключается в способности последнего выполнять перевозки пассажиров и груза без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества.

2. Предметом преступления выступают указанные в законе виды транспорта.

Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, находящийся в ведении МПС РФ, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен. Шахтные, внутрицеховые (электровозы, вагонетки и т.п.) транспортные средства, выполняющие чисто производственные функции, связаны с технологическим процессом и не могут относиться к данному виду транспорта. Происшествия на них не обусловлены нарушением правил безопасности движения или эксплуатации, они детерминированы игнорированием соответствующих правил производства определенных работ, техники безопасности или иных правил охраны труда. Действия виновных подлежат квалификации по ст. 143 УК, а в соответствующих случаях - по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.

Воздушный транспорт - это вся гражданская авиация и средства гражданского воздухоплавания: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п. Ведомственная принадлежность воздушного судна значения не имеет.

К морскому и речному транспорту относятся все самоходные суда независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах. Несамоходные транспортные средства, относимые ведомственными нормативными актами к водному транспорту, не могут быть предметом рассматриваемого преступления. Эти плавучие средства (в большинстве своем баржи, плашкоуты) самостоятельного транспортного значения не имеют, эксплуатируются только в сочетании с самоходным транспортным средством. Вредные последствия с использованием несамоходного плавучего средства могут наступить лишь в результате нарушения эксплуатации самоходного судна.

Исходя из смысла закона, действие комментируемой статьи распространяется и на водный транспорт, эксплуатируемый на озерах.

Военные летательные аппараты и военные корабли не относятся к предмету преступления, предусмотренного данной статьей. Нарушения правил безопасности движения или эксплуатации этих транспортных средств образуют соответственно преступления, предусмотренные ст. 351 или 352 УК.

Безопасность функционирования автомобилей, трамваев либо других механических транспортных средств охраняется ст. 264 УК.

3. Объективная сторона преступления включает:

а) нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;

б) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба;

в) причинную связь между деянием и наступлением последствий.

4. Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Сами же эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта.

Все ведомственные акты можно разделить на четыре группы: регламентирующие безопасность движения; регламентирующие безопасность эксплуатации; регламентирующие безопасность движения и эксплуатации; регламентирующие допуск лиц к работе.

К нормативным актам, нарушение которых образует состав рассматриваемого преступления, относятся не только нормы, которые именуются правилами (инструкциями) безопасности движения и эксплуатации транспорта. Наименование нормативного акта - это лишь формальный признак. Для выяснения, устанавливает ли норма правило безопасности движения и эксплуатации транспорта, надо исходить из ее содержания.

Правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в ведомственных нормативных актах сформулированы по-разному. Одни представляют собой категорические предписания, другие - категорические запреты. Их нарушение может повлечь уголовную ответственность по рассматриваемой статье. В некоторых нормативных актах наряду с предписаниями и запретами встречаются рекомендации. Они не являются обязательными, их нельзя считать правилами в общепринятом смысле, поэтому невыполнение этих рекомендаций не может образовать состав данного преступления.

Среди правил безопасности движения или эксплуатации транспорта одни имеют более общий характер, другие - более конкретный. Органы предварительного расследования и суды должны ссылаться на те и другие.

5. Деяние может образовать состав преступления только в том случае, если оно будет выражено в нарушении правил, установленных правовыми нормами. "Общепринятые меры предосторожности" не относятся к таковым, и их нарушение, вопреки некоторым имеющимся в юридической литературе рекомендациям, не влечет ответственности по данной статье. По факту нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта органы следствия и суд не могут обосновать наличие преступления тем, что лицо "не приняло меры предосторожности", нарушило "основы хорошей морской практики" и т.д. По каждому делу должно быть точно установлено: а) какое правило нарушено и в чем конкретно выразилось нарушение; б) лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила.

6. Под нарушением правил, о котором говорится в данной статье, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.

Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации могут выражаться:

на железнодорожном транспорте - в отсутствии наблюдения за тем, свободен ли путь; самовольном занятии перегона; неподаче сигнала, превышении скорости и т.д.;

на воздушном транспорте - в невыполнении схемы полетов; игнорировании требований, предъявляемых к полету и работе экипажа; несоблюдении техники пилотирования, правил управления воздушным движением, правил безопасности эксплуатации аэродромов и т.п.;

на водном транспорте - в неудовлетворительном наблюдении и связанном с ним поздним обнаружением судна или иного препятствия; чрезмерной скорости и обгоне в неподходящих условиях; необоснованных предположениях судоводителя и ошибочной оценке ситуации; опоздании в принятии мер по уклонению от опасного сближения и др.

7. Указанные в законе нарушения могут выражаться в форме как действия, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия. Эта обязанность установлена ведомственными нормативными актами. Поскольку, при привлечении к уголовной ответственности за бездействие субъект данного преступления рассматривается как часть системы отношений, урегулированных правилами безопасности движения и эксплуатации транспорта, постольку его деятельность призвана обеспечивать безаварийность в работе железнодорожного транспорта, флота и гражданской авиации.

8. Наряду с нарушением правил безопасности движения в законе говорится и о нарушении правил эксплуатации транспорта. Последнее включает как нарушение правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и нарушение правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Эксплуатация транспорта - более широкое понятие, чем его движение. Если процесс движения неотделим от эксплуатации, то эксплуатация может происходить как в сфере движения, так и вне ее (например, в период стоянки судна на рейде, в порту, в период предполетной подготовки воздушного судна и т.д.). Нарушения правил эксплуатации транспорта, не связанные с его безаварийной работой, не образуют анализируемого преступления.

9. В законе указаны два вида последствий: физический вред и материальный ущерб. Понятие тяжкого и средней тяжести вреда здоровью человека раскрывается соответственно в ст. 111 и 112 УК. Крупный ущерб как последствие рассматриваемого преступления - понятие оценочное, оно охватывает как причинение реального материального вреда, обусловленного уничтожением или повреждением транспортного средства или имущества, так и наступление организационного вреда, выражающегося в дезорганизации движения на длительный срок. Признание ущерба крупным - дело факта. К нему необходимо относить гибель транспортного средства или его повреждение, повлекшее потерю его транспортных качеств (судоходных, летно - технических и т.п.), уничтожение или повреждение береговых сооружений, гидрографических сооружений, значительное загрязнение природной среды, гибель животного и растительного мира и т.д.

10. Наряду с основными указанными в законе последствиями рассматриваемое преступление, как правило, влечет и дополнительное (факультативное) последствие, т.е. наступление такого вида вреда, который по характеру и степени общественной опасности не достигает законодательно закрепленного уровня. Например, дополнительным последствием будет причинение легкого вреда здоровью человека либо материального ущерба, не являющегося крупным, и т.д. В случае их наступления квалификация по совокупности не требуется, поскольку они охватываются составом анализируемого посягательства. Такие последствия необходимо учитывать при назначении наказания.

11. Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь. Необходимо иметь в виду, что в рассматриваемых преступлениях имеется множество факторов, воздействующих на поведение виновного и существенно осложняющих развитие цепи причинности. Исследованиями установлено, что транспортные происшествия могут порождаться в среднем более чем 250 факторами.

Причинная связь имеет место и тогда, когда последствия обусловлены не одним действием или бездействием, а несколькими деяниями, каждое из которых либо само по себе, либо во взаимодействии с другими способно вызвать тяжкие последствия. Возможны случаи, когда действиями одного лица создается опасная обстановка, а другое неверно оценивает ее и само совершает деяние, посягающее на безопасность транспорта. В такой ситуации наступившие вредные последствия являются закономерным результатом нарушений, допущенных обоими работниками транспорта.

12. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. При легкомыслии лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение или ненаступление; при небрежности лицо не предвидит наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

13. Субъект преступления - лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Таким образом, речь идет о двух категориях работников транспорта, чья деятельность связана: а) с организацией безопасности функционирования транспорта; б) с его движением или эксплуатацией. Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции того или иного работника.

Например, на воздушном транспорте с организацией движения воздушных судов непосредственно связаны: старшие диспетчеры и диспетчеры службы движения, центра управления воздушным движением, производственно - диспетчерской службы предприятия и управления; старший штурман, штурман аэропорта; руководитель полетов. Капитан порта, лоцман, флагманские специалисты, инспекторы Регистра и некоторые другие работники водного транспорта относятся к лицам, организующим безопасное функционирование флота.

К лицам, непосредственно осуществляющим движение или эксплуатацию транспорта, относятся: машинист, его помощник, пилот, капитан, штурман, механик, электромеханик, помощник механика, радиооператор, радист, шкипер и т.д.

14. На работу, связанную с движением или эксплуатацией названных видов транспорта, принимаются лица, достигшие 18-летнего возраста. С указанного возраста наступает и уголовная ответственность по рассматриваемой статье. Действия несовершеннолетних не образуют состава преступления; в отношении них могут применяться нормы, не знающие ограничений по признакам специального субъекта.

15. Необходимо также иметь в виду, что квалификация деяния по данной статье возможна лишь в том случае, если оно совершено: лицом, зачисленным на работу в систему железнодорожного, воздушного и водного транспорта; во время исполнения обязанностей по работе или занимаемой должности. Если при нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта вред здоровью потерпевшего причинен лицом, не работающим на транспорте (либо зачисленным на работу, не связанную с движением или эксплуатацией транспорта), то его действия образуют преступление против личности, а не транспортное преступление.

Работник считается исполняющим служебные обязанности, когда он выполняет или должен выполнять работу по обеспечению безопасности функционирования транспорта или работу, непосредственно связанную с безопасностью его движения или эксплуатации.

Например, капитан, обязанный в определенных ситуациях лично управлять судном независимо от того, кто из его помощников на вахте, передоверяет командование вахтенному штурману. В таком случае он хотя и не выполняет своих обязанностей, однако должен их выполнять и при наступлении преступных последствий несет ответственность по рассматриваемой статье.

Если работник не выполнял и не был обязан выполнять работу по безопасному функционированию транспорта, т.е. не был при исполнении служебных обязанностей, он не может считаться субъектом преступления.

Например, находясь в отпуске, железнодорожник заметил неисправность рельсового полотна и не принял мер для предупреждения аварии, которая произошла на этом участке.

16. Хотя состояние здоровья и профессиональная подготовка согласно нормативным актам имеют первостепенное значение при зачислении на работу в систему транспорта, однако они не являются признаками субъекта данного преступления. Недостаточная профессиональная подготовка, незначительный опыт работы, состояние здоровья, не исключая уголовную ответственность, влияют на выбор вида и размера наказания.

В качестве квалифицирующего признака указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одному человеку, а особо квалифицирующего признака - смерть двух и более лиц.

17. Нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта имеют много общего с нарушениями правил охраны труда. Они отличаются, в первую очередь, по характеру правил, нарушенных при выполнении тех или иных трудовых операций. По своему содержанию требования техники безопасности и иных правил охраны труда подразделяются на:

предъявляемые к администрации транспорта по проведению материально - технических мероприятий - надлежащее содержание сооружений (портов, причалов и т.д.), оборудования судов, кранов и т.п.; устройство различных предохранительных приспособлений и механизмов, ограждение опасных зон (например, сетчатое ограждение трапа) и т.п.;

предъявляемые ко всем работникам транспорта по применению ими безопасных приемов и методов работы в различных условиях. На администрацию возлагается обязанность обучения безопасным приемам и методам труда;

по повседневному контролю и надзору за исправностью устройств, безопасностью их работы, за применением работниками транспорта безопасных приемов и методов труда.

В совокупности они составляют содержание безопасных условий труда на транспорте.

18. Если нарушение работником транспорта своих обязанностей по выполняемой работе или занимаемой должности не было связано с безопасностью движения или эксплуатации транспорта, а касалось только безопасных условий труда, то его действия должны быть квалифицированы по ст. 143 УК.

19. Потерпевшим, согласно комментируемой статье, может быть как работник транспорта, так и постороннее лицо (пассажир, провожающее лицо и т.д.). Потерпевшим же в смысле ст. 143 УК постороннее лицо быть не может. Им является только лицо, состоящее в трудовых правоотношениях с учреждением, где произошло событие. Различны и субъекты сравниваемых преступлений. Комментируемая статья предусматривает ответственность лиц, которые в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязаны соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации транспорта, а ст. 143 УК лиц, на которых лежала обязанность по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда.

Квалификация действия работника транспорта по совокупности ст. 143 и 263 УК возможна при нарушении как правил, регулирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта, так и правил охраны труда.