Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
.Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -
наказываются штрафом в размере от четырехсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
Комментарий к статье 266
1. Объект преступления - безопасность железнодорожного, воздушного, водного, автотранспорта и городского электротранспорта.
2. Предмет преступления - см. комментарии к ст. 263, 264, 267 УК.
3. Объективная сторона преступления предусматривает два деяния: недоброкачественный ремонт и выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.
Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт указанных в статье предметов преступления, который не обеспечивает безопасность работы транспорта и приводит к причинению вреда здоровью или имущественного либо организационного ущерба. Он может заключаться в неустранении всех неисправностей судна, подвижного состава, взлетных полос, средств сигнализации и связи и т.д. В процессе такого ремонта нарушается технология производства, применяются непригодные материалы и т.д.
Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.
4. Разрешение эксплуатировать другие системы и агрегаты транспорта (например, транспортные коммуникации, транспортное оборудование, средства сигнализации и связи и т.п.) не регламентируется данной статьей. Указанное деяние при определенных условиях может образовать должностное преступление.
Разрешение может быть устным или письменным (выдача водителю путевого листа, пилоту - полетного задания и т.д.), как при отправлении транспортного средства с предприятия, так и в процессе его эксплуатации.
5. Преступление совершается в результате как действия, так и бездействия, например непринятия мер по предотвращению эксплуатации технически неисправного средства.
6. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий: тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба. Их содержание определяется так же, как и в других транспортных преступлениях (например, в ст. 263, 264).
7. Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта. Однако данное обстоятельство не исключает наличие причинно - следственной зависимости: причина причины есть и причина результата.
8. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной к наступившим последствиям.
Мотивы недоброкачественного ремонта и выпуска в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства могут быть различными, они не влияют на квалификацию деяния, но учитываются судом при назначении наказания.
9. Субъект преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт, т.е. налицо так называемый общий субъект. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого им служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.
Лицо, в распоряжение которого было выделено транспортное средство без возложения на него ответственности за его техническое состояние и эксплуатацию (например, персональный автотранспорт), не является субъектом рассматриваемого преступления.
10. Привлечение к уголовной ответственности лица за недоброкачественный ремонт, а также за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств не ставится в зависимость от решения вопроса о привлечении к ответственности лица, управлявшего указанным транспортным средством или эксплуатировавшего недоброкачественно отремонтированную техническую систему транспорта.
11. При наступлении смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при наступлении смерти двух и более лиц - по ч. 3 ст. 266 УК.