Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

.

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, -

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Комментарий к статье 278

1. Данное преступление посягает на те основы конституционного строя России, которыми закреплены принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти. "Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (ст. 3 Конституции РФ).

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции).

2. Любой путь неконституционного прихода к власти и ее удержания является противоправным. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону" (ст. 3 Конституции).

3. При насильственном захвате или насильственном удержании власти непосредственный ущерб наносится интересам народа, как главного источника власти, а также указанным выше физическим и юридическим лицам, осуществляющим властные полномочия.

4. Объективно преступление выражается в следующих видах действий, направленных на: а) насильственный захват власти; б) насильственное удержание власти; в) насильственное изменение конституционного строя.

Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия, и т.п.

Такие действия могут носить либо локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), либо широкомасштабный, направленный на все ветви власти. Кроме того, они могут быть направлены против деятельности центральных органов власти либо органов власти субъектов Федерации.

Насильственные действия по захвату власти могут выражаться в нанесении лицу вреда здоровью различной тяжести, что охватывается признаками данного состава преступления. Если же насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного следует в зависимости от мотивов и целей квалифицировать либо как теракт (см. комментарий к ст. 277), либо как умышленное убийство (см. комментарий к ст. 105).

Захват власти может сопровождаться прямым блокированием работы представительных и иных органов власти (изоляция депутатов, недопущение их входа в рабочие помещения, угрозы физической расправы, предъявление ультиматумов и т.п.).

Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели или не привели они к фактическому обладанию властью.

Если захват власти осуществляется преступным сообществом (например, заговорщической организацией), то действия виновных квалифицируются по совокупности со ст. 210 (см. комментарий к данной статье).

Действия субъектов квалифицируются как реальная совокупность со ст. 212 (см. комментарий к данной статье), если в процессе захвата власти они явились организаторами массовых беспорядков, либо со ст. 279 (см. комментарий), если они выступили организаторами вооруженного мятежа.

Действия, направленные на насильственное удержание власти, выражаются в недопущении после истечения сроков полномочий законной власти замены ее конституционным путем. Насильственное удержание власти может выражаться в недопущении вновь избранных (назначенных) лиц к осуществлению управленческо - властных функций, их блокировании, ограничении либо лишении свободы и т.п. Таким образом, старая властная система становится нелегитимной, но продолжает действовать, используя противоправные насильственные методы и средства.

Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, образуют противоправное посягательство, когда совершаются действия по формированию новой системы государственной власти и меняется конституционный строй. Изменение конституционного строя выражается в разрушении или смене структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти (например, отмена поста президента) и введении новых, сужении демократических начал государственного управления и принятия решений, введении в действие насильственным путем новой "Конституции" с существенными деформациями прав и свобод личности и т.п.

5. Преступление совершается с прямым умыслом, т.е. виновный сознает общественную опасность действий, направленных на насильственный захват или удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя России и желает совершения этих действий. Мотивами могут выступать идейное невосприятие либо прямая ненависть к существующему конституционному строю. Если указанные действия, например по корыстным мотивам, совершает гражданин России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то они квалифицируются по совокупности с государственной изменой (ст. 275).

Цель данного преступления, как видно из диспозиции статьи, логически связана с направленностью совершаемых лицом действий - насильственно захватить или удержать власть либо изменить конституционный строй РФ.

6. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие шестнадцати лет.

7. На данное преступление распространяется действие поощрительной нормы, указанной в примечании к ст. 275 (см. комментарий к данной статье).