Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования

.

Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования

1. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия -

наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела -

наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 294

1. Согласно ст. 118 Конституции правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, а судебная власть - посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции). В ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" устанавливается, что судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей <1>. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны.

    --------------------------------

<1> СЗ РФ, 1997, N 1, ст. 1.

 

Поэтому никто не вправе вмешиваться в какой бы то ни было форме в деятельность суда или судьи по осуществлению правосудия. Установление законом уголовной ответственности за вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия является значительной правовой гарантией независимости судей при осуществлении правосудия.

В ст. 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. установлена недопустимость воздействия в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствования в какой-либо форме его деятельности. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, кроме случаев и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Названные положения распространяются на деятельность дознавателей, следователей органов МВД, ФСБ и налоговой полиции.

Комментируемая статья предусматривает два состава преступления: состав воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. 1) и состав воспрепятствования производству предварительного расследования (ч. 2). В ч. 3 комментируемой статьи предусматривается ответственность за названные выше преступления при квалифицирующих признаках.

2. Общественная опасность вмешательства в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294) заключается в том, что такими действиями подрывается конституционное положение о самостоятельности и независимости судебной власти, авторитет судебной власти и доверие к ней народа, нарушается справедливость при принятии решений судом, попираются права и законные интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений. Таким образом, объект преступления - интересы правосудия.

3. Под вмешательством в деятельность суда по осуществлению правосудия понимается воздействие на судью или коллегию судей (в том числе и коллегию присяжных заседателей) со стороны физических лиц, не входящих в состав суда, принявшего соответствующее дело к своему рассмотрению или приступившего к его разбирательству.

4. Объективная сторона данного преступления может выражаться в какой бы то ни было форме, а именно: просьба или требование к судье, присяжному заседателю или народному заседателю о решении дела определенным образом, подкрепленные теми или иными обещаниями им каких-то выгод или благ; высказывание угроз; обращение к близким судьи или присяжного либо народного заседателя воздействовать на него в целях решения дела в интересах обратившегося; дача совета или указания со стороны должностного лица органа государственной власти или местного самоуправления и т.д.

Вмешательство в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия может выражаться в организации пикетирования здания суда с демонстрацией плакатов и лозунгов, в которых сформулированы требования к суду относительно решения дела, в проведении митинга или демонстрации, организации голодовки в помещении суда и др.

5. Рассматриваемое преступление является оконченным с момента начала совершения действий или акций, непосредственно направленных на воспрепятствование осуществлению судьями правосудия по делу. Для квалификации действий виновного как оконченного преступления не требуется, чтобы они как-то повлияли на коллегию судей или судью и принятие решения в интересах данного лица.

6. Субъектом данного преступления (ч. 1 ст. 294) может быть любое физическое лицо, обладающее вменяемостью и достигшее шестнадцатилетнего возраста.

7. С субъективной стороны вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия может быть совершено только с прямым умыслом, т.е. когда лицо сознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность принятия решения судьями в его интересах и желало этого. Мотивами этого преступления могут быть личная заинтересованность, корыстные побуждения, ложно понятые интересы учреждения или организации и т.д. Целью этого деяния является воспрепятствование осуществлению правосудия: принятию судьями (или судьей) законного и справедливого решения по делу.

8. Письменные обращения или ходатайства в суд отдельных граждан или руководителей предприятий, организаций или учреждений об условном осуждении, применении наказания, не связанного с лишением свободы, в отношении члена трудового коллектива не могут рассматриваться в качестве вмешательства в деятельность суда по осуществлению правосудия.

9. В ч. 2 ст. 294 УК предусмотрена ответственность за воспрепятствование осуществлению предварительного расследования. С объективной стороны названное преступление характеризуется вмешательством в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, с целью помешать всестороннему, полному и объективному расследованию дела. Формы воздействия на указанных должностных лиц те же, что и формы воздействия на судей, присяжных и народных заседателей.

10. Письменные обращения граждан или должностных лиц с ходатайством о прекращении дела, а также защитника подозреваемого или обвиняемого о производстве следственных действий, прекращении дела и т.п. не могут рассматриваться в качестве вмешательства в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях помешать всестороннему, полному и объективному расследованию дела, поскольку такие действия допускаются уголовно - процессуальным законодательством.

11. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 294, воздействию подвергаются судьи, присяжные заседатели и народные заседатели, а при совершении преступления ч. 2 ст. 294 УК - прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, которые в соответствии со служебным положением осуществляют надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия либо приняли в соответствии с уголовно - процессуальным законом дело к своему производству. Состав данного преступления отсутствует, если в целях воспрепятствования производству предварительного расследования посягательство совершается в отношении лиц, занимающих должности прокуроров, следователей или дознавателей, при условии, что они работают в другом территориальном органе и в соответствии со своими процессуальными полномочиями не могут влиять на ход и результаты расследуемого дела.

12. Воспрепятствование производству предварительного расследования является оконченным с момента совершения соответствующего действия или акции, непосредственно направленных на воспрепятствование всестороннему, полному и объективному расследованию дела.

13. Субъектом рассматриваемого преступления (ч. 2 ст. 294) может быть любое физическое лицо, обладающее вменяемостью и достигшее 16-летнего возраста.

14. С субъективной стороны данное преступление совершается только при наличии прямого умысла. Мотивами этого деяния могут быть личная заинтересованность в исходе дела, корыстные побуждения и т.п. Цель действий виновного - воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному расследованию дела.

15. Статья 20 УПК РСФСР обязывает прокурора, следователя и лицо, производящее дознание, принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

16. Определения понятий "прокурор" и "следователь" даны в п. 6 и 7 ст. 34 УПК РСФСР.

17. Под лицом, производящим дознание, следует понимать сотрудника органа дознания, который в соответствии со своей служебной компетенцией занимается расследованием уголовного дела в форме дознания и принял данное дело к своему производству, а также других сотрудников органа дознания, которым приказом его начальника поручено провести дознание по данному конкретному делу.

18. Виды органов дознания определены ст. 117 УПК РСФСР.

19. Квалифицирующим обстоятельством преступлений в виде воспрепятствования осуществлению правосудия либо производству предварительного расследования является совершение предусматриваемых ими деяний с использованием лицом своего служебного положения.

20. Служебное положение лица определяется его правовым статусом (совокупностью полномочий и обязанностей), устанавливаемым законом или иным правовым нормативным актом, исходя из принадлежности к категориям лиц, занимающих государственные должности государственной службы Российской Федерации или ее субъекта, соответствующие должности в органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах, других войсках и формированиях, а также принадлежности к категориям государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не являющихся должностными лицами, и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных негосударственных организациях.

21. Под лицами, которые использовали свое служебное положение в целях воспрепятствования осуществлению правосудия либо в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию уголовного дела, следует понимать не любое лицо, которое в той или иной форме воздействовало на судей или иных лиц, а лишь такое лицо, совокупность полномочий которого дает ему реальную возможность оказывать влияние на исход дела. Это в первую очередь лица, занимающие государственные должности государственной службы Российской Федерации и ее субъектов, должностные лица органов местного управления и т.п.

22. Указания прокурора следователю или лицу, производящему дознание, а также указания вышестоящего прокурора нижестоящему прокурору о направлении расследования по делу, данные в соответствии с уголовно - процессуальным законом, не могут рассматриваться в качестве вмешательства в расследование дела. Не образуют состава данного преступления и указания начальника следственного отдела, которые сделаны им в соответствии с его полномочиями, предусмотренными ст. 127 УПК РСФСР.