Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа
.Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа
1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности, -
наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев либо арестом на срок до четырех месяцев.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
Комментарий к статье 320
1. О понятии "должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа" см. комментарий к ст. 318 УК.
2. О понятии "близкий должностного лица правоохранительного или контролирующего органа" см. комментарий к ст. 317 УК.
3. Сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, - любые данные о личной охране, охране жилища, имущества; выдаче оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временном помещении в безопасное место; о средствах обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; переводе на другую работу (службу); изменении места работы (службы) или учебы; переселении на другое место жительства; замене документов; изменении внешности, относящиеся к конкретному лицу (лицам), которому на основании Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов" обеспечена специальная защита (ст. 5).
4. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в разглашении, т.е. несанкционированном (без разрешения со стороны уполномоченного лица или в нарушение установленных нормативным актом правил) распространении любым способом сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа или его близких. Круг лиц, уполномоченных на применение соответствующих мер безопасности, и порядок применения таких мер определяется Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. и Временной инструкцией о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов, утвержденной Приказом МВД РФ от 20 декабря 1995 г. N 483 <*>.
--------------------------------
<*> Российские вести, 1996, 14 марта.
5. Приготовление к разглашению сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (сбор сведений о соответствующих мерах, угроза разглашением таких сведений спустя некоторое время и т.п.), уголовной ответственности не влечет (см. ч. 3 ст. 15 и ч. 2 ст. 30 комментируемого Кодекса).
6. Разглашение защищаемым лицом сведений о применяемых в отношении него мерах безопасности влечет уголовную ответственность по ч. 2 ст. 320 настоящего Кодекса лишь в случае наступления тяжких последствий для других лиц (ч. 3 ст. 19 Федерального закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов).
7. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, совершенное лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, квалифицируется по ст. 311 комментируемого Кодекса.
Разглашение сведений о мерах безопасности указанных категорий должностных лиц иными лицами следует квалифицировать по ст. 320.
8. Субъективная сторона разглашения сведений о мерах безопасности без отягчающих признаков характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированной обязательным наличием специальной цели - воспрепятствование служебной деятельности лица, в отношении которого применены меры безопасности.
9. Разглашение сведений о мерах безопасности из иной личной заинтересованности, если такие действия причинили вред правам и законным интересам гражданина, квалифицируется по ст. 137 комментируемого Кодекса как нарушение неприкосновенности частной жизни.
10. Понятие тяжких последствий разглашения мер безопасности, с которыми закон (ч. 2 ст. 320) связывает повышенную ответственность, имеет оценочный характер. К тяжким последствиям могут быть отнесены причинение вреда здоровью защищаемого лица или лица, обеспечивающего защиту иных лиц, причинение крупного имущественного ущерба, создание условий для совершения новых преступлений, вынужденное раскрытие конфиденциальных источников информации и др.
11. Субъективная сторона разглашения мер безопасности, повлекшего тяжкие последствия, характеризуется прямым умыслом по отношению к действиям, составляющим разглашение указанных сведений, и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям.
Обнаружение умысла по отношению к последствиям, предусмотренным в ч. 2 ст. 320 УК, может указывать на наличие в действиях виновного признаков организации соответствующего деяния или подстрекательства к совершению деяния, ответственность за которое предусмотрена в ч. 2 ст. 318 комментируемого Кодекса.
12. Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.