Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

.

Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, -

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Комментарий к статье 343

1. В соответствии с Законом РФ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" <1> от 24 сентября 1992 года одной из важнейших задач внутренних войск МВД РФ является оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности (ст. 2).

    --------------------------------

<1> Ведомости РФ, 1992, N 42, ст. 2334.

 

2. На специальные моторизованные воинские части, соединения и воинские части оперативного назначения внутренних войск возлагается участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно - постовой службы в городах и населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий (ст. 18).

3. Задачи охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности непосредственно выполняют войсковые наряды, выделяемые соответствующим командованием. Права и обязанности военнослужащих, несущих патрульно - постовую службу в составе войскового наряда, определены в Законе о внутренних войсках и Уставе внутренних войск Министерства внутренних дел РФ. При исполнении возложенных на них обязанностей военнослужащие вправе требовать от граждан соблюдения общественного порядка, пресекать правонарушения и действия, препятствующие исполнению их обязанностей. В случаях, предусмотренных законом, они могут применять физическую силу, специальные средства и табельное оружие.

4. Преступлением признается невыполнение лицом, входящим в состав войскового наряда для несения патрульно - постовой службы, возложенных на него обязанностей, которое привело к грубым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности в той или иной местности, сопряженным с ущемлением конституционных прав и свобод граждан, применением к ним различных видов насилия. Нарушения правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности могут выразиться также в противоправных действиях военнослужащих, несущих эту службу, унижающих честь и достоинство граждан, необоснованном их задержании и доставке в органы милиции, ограничении других прав и свобод, незаконном применении физической силы, специальных средств и оружия и т.п.

5. Случаи унижения чести и достоинства граждан, необоснованного их задержания, лишения или ограничения других прав и свобод подпадают под признаки ч. 1 комментируемой статьи. Тяжкими последствиями (ч. 2) следует признать причинение опасного для жизни или здоровья граждан вреда в результате незаконного применения физической силы, специальных средств и табельного оружия. При этом умышленное убийство или причинение тяжкого вреда здоровью должны быть дополнительно квалифицированы по соответствующим статьям гл. 16.

6. С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Вина субъекта к тяжким последствиям своих действий (ч. 2) возможна в форме как умысла, так и неосторожности.

7. Субъектами преступления могут быть только военнослужащие, входящие в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В настоящее время только военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ привлекаются к несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

8. Должностные лица специальных моторизованных воинских частей, а также соединений и воинских частей оперативного назначения внутренних войск МВД РФ за противоправные действия по организации охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности могут быть привлечены к уголовной ответственности по статьям УК о должностных преступлениях (см. ст. 285, 286, 293).

9. Действующее законодательство участия военнослужащих Вооруженных Сил РФ в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности не предусматривает. Указом Президента СССР от 29 января 1991 года "О взаимодействии милиции и подразделений Вооруженных Сил СССР при обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью" на Министерство внутренних дел и Министерство обороны СССР была возложена задача обеспечения взаимодействия милиции с подразделениями Вооруженных Сил СССР в поддержании общественного порядка на улицах и в общественных местах.

В соответствии с Законом РФ "Об обороне", принятым 24 апреля 1996 г. <1>, Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ (ст. 10). Вместе с тем Закон предусматривает: "Привлечение Вооруженных Сил РФ к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами" (п. 3 ст. 10).

    --------------------------------

<1> СЗ РФ, 1996, N 23, ст. 2750.